Древнерусское государство
1. Основной теоретический материал
Причины и обстоятельства возникновения
древнерусского государства
Государство – особая
форма социально-политической организации, располагающая специальным аппаратом
управления и принуждения, способная придавать своим распоряжениям обязательную
силу для населения всей страны. Государство берет на себя задачу урегулирования
противоречий, возникающих в классовом обществе. Предпосылки возникновения
государства лежат в экономической, социально-политической и внешнеполитической
сферах жизни общества.
Экономические
предпосылки. Первым
этапом разложения первобытных отношений у славян можно считать преобразование
родовой общины в соседскую. Появление во второй
половине I тыс. до н. э. технологии выплавки и обработки железа, переход с VIII
в. к трехпольной системе земледелия (пар, озимые, яровые) привело к выделению
крестьянских семей, ведущих самостоятельное хозяйство в рамках соседской общины
(верви), что, в свою очередь, стало базой для формирования имущественного неравенства. Образование социальных классов (деление на богатых и бедных)
породило комплекс противоречий, разрешить которые в рамках общины было невозможно.
Социально-политические
предпосылки. Зачатки
социального неравенства существовали еще в родовом коллективе. Складывание
территориальной (соседской) общины ускорило процесс выделения знати (нарочитой чади) – князей (военных предводителей), старейшин,
волхвов (служителей языческих богов). Усложнение социальных отношений неизбежно
приводит к возникновению противоречий, роль арбитра в которых берет на себя
знать.
Внешнеполитические
предпосылки.
Необходимость отражения агрессии со стороны соседних народов и организации собственных
завоевательных походов подталкивала славян к созданию более крупных
социально-территориальных организаций.
С VIII в. формируются
восточнославянские союзы племен, возглавляемые
князьями, осуществляющими военное командование, административное руководство и
судопроизводство.
Происхождение термина «Русь»
Вопрос о происхождении
термина «Русь» является в исторической науке дискуссионным.
По мнению учёных XVIII в. Г.З.
Байера и Г.Ф. Миллера, варяжское племя «русь» дало свой этноним
славянам в процессе образования государства – «и от тех варяг прозвася Руская
земля». Эта точка зрения опирается на такие исторические источники, как «Повесть временных лет», известия арабских
путешественников, сочинения Константина Багрянородного.
Все они указывают, что славяне и русь – этносы, отличающиеся по языку,
обычаям, традициям и условиям жизни. «Повесть временных лет» относит русь к
группе скандинавских народов и сообщает, что варяги, призванные славянами и
угро-финнами в 862 г. на княжение в Новгород и другие города, происходили из
племени «русь».
Академик Б.А. Рыбаков уверен, что
восточнославянское племя «рось», обитавшее на берегах одноименной реки южнее
Киева, распространила свое название на Древнерусское государство. Однако данная
точка зрения не разделяется большинством современных исследователей.
По мнению Л.Н.
Гумилёва и А.Г. Кузьмина, Древнерусское государство образовалось в
результате ассимиляции (смешения) племени венедов, славян и ругов. Они считали,
что руги – это народ доиндоевропейского происхождения, который во время
великого переселения народов расселился в Поднепровье и дал свой этноним славянскому
государству. При этом А.Г. Кузьмин полагает, что варяги являются прибалтийским
племенем, не имевшим ничего общего с викингами.
Летописные сведения о призвании варягов
Древнейшим летописным
источником по истории Древней Руси является составленная в начале XII в.
«Повесть временных лет», которая сообщает о призвании варягов буквально следующее:
В год
6370 (862). …И начали [славяне] сами собой владеть, и не было среди них правды,
и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И
сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И
пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие
называются шведы, а иные норвежцы и англы… Сказали руси чудь, словене, кривичи
и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и
володеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю
русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на
Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская
земля… Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть
один Рюрик.
Указанную в летописи дату (862 г.) призвания варягов традиционно считают годом основания Древнерусского
государства, Рюрика – основателем правящей княжеской династии. В
отличие от Рюрика, в историчности которого современные исследователи
практически не сомневаются, фигуры Синеуса и Трувора представляются большинству
ученых мифологическими.
По мнению В.О. Ключевского,
варяги составили военно-промышленный класс, который стал складываться в IX в. в
больших торговых городах Руси.
Первые центры государства
В IX в. в землях
восточнославянских племён наблюдается существование двух крупных политических центров
– северного (Новгород) и южного (Киева).
Первое летописное известие о Новгороде относится к 859 г. По мнению исследователей, город возник в результате
слияния трех племенных поселений – славян, чуди и мери. Он был расположен на пути
«из варяг в греки», что способствовало активному
развитию торговых, политических и культурных контактов с соседними странами.
Новгород был древнейшим административным центром. Именно здесь княжил Рюрик с 862 по 879 гг. Даже после образования
Киевской Руси (882 г.) Новгород не
утратил своей значимости, оспаривая у Киева статус экономической и культурной
столицы.
Киев – «мать
городам русским». По мнению археологов, поселение на месте будущей столицы
существовало уже в V в. н. э. В VI–IX вв. этот город был племенным центром
полян. «Повесть временных лет» сообщает, что Киев был основан легендарными
братьями Кием, Щеком, Хоривом и назван в честь старшего брата. В 862 г. Аскольд
и Дир – два старших дружинника новгородского князя Рюрика – захватили власть в
Киеве и начали там править. В 882 г. новгородский князь Олег убил Аскольда и
Дира и объединил под своей властью оба центра государственности (Новгород и
Киев), создав, тем самым, Киевскую Русь.
Норманнисты и антиннорманисты
Летописное известие 862 г. о
призвании славянами и угро-финнами на княжение варягов стало базой для формирования,
так называемых, «норманнской» и «антинорманнской»
теорий происхождения Древнерусского государства.
«Норманнская теория» была сформулирована немецкими учёными, работавшими в
Петербургской академии наук во 2-й четверти XVIII в., – Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером. По их мнению, государство у
восточных славян было создано норманнами (варягами). Разделявшие эту точку
зрения историки (А.-Л. Шлецер и др.) подчеркивали мирный характер призвания
Рюрика и делали вывод о предначертанности монархии в России. Некоторые
европейские ученые-норманисты на основании этих исследований высказывали
мнение, что славяне в принципе не
способны были организовать собственную государственность без помощи с запада.
Основателем противоположной
точки зрения – «антинорманнизма» – стал М.В. Ломоносов.
Выводы Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера оскорбили его патриотические чувства. В своих
трудах «Краткий российский летописец» (1760 г.) и
«Древняя российская история» (1766 г.) он пытался
доказать, что варяги не играли никакой существенной роли в жизни восточных
славян. М.В. Ломоносов и его последователи вопреки свидетельствам источников
утверждали, что термин «Русь» происходит от названия реки Рось, что балтское племя
пруссов имеет славянское происхождение и т. д.
Вряд ли будет преувеличением
сказать, что длящийся уже не одно столетие спор норманистов и антинорманистов
имеет
не научную, а, скорее, политическую подоплеку. Не случайно
выдающийся русский историк В.О. Ключевский называл варяжскую «проблему» патологией
общественного сознания.
Большинство современных исследователей солидарны во мнении, что у восточных славян в ходе
естественного развития общественных отношений сложились в IX в. все предпосылки
для формирования государства. С другой стороны, невозможно отрицать большую
роль норманнов в культурном, экономическом и политическом развитии восточного
славянства.
Население
сел и городов. Развитие ремесла и торговли.
«Русская Правда»
«Русская
правда» – первый сборник юридических актов Древней Руси, созданный на
основе обычного права и княжеских уставов. Существует три редакции данного памятника:
краткая (нач. XI в.), пространная (XII в.) и сокращенная из
пространной (XIII в.). Создателями этого документа традиционно считают Ярослава Мудрого («Правда
Ярослава»), его сыновей («Правда Ярославичей»)
и внука – Владимира Мономаха («Устав Владимира Всеволодовича»). «Русская правда»
включает нормы уголовного, гражданского и процессуального права. В силу того,
что община (вервь) по-прежнему преимущественно управлялась обычным правом,
указанный свод законов, в первую очередь, регулировал правовые отношения при
княжеском дворе и определял обязанности общины по отношению к князю.
Стремясь к упразднению
такого наследия родоплеменных отношений как кровная
месть, «Русская правда» постепенно сужает сферу ее применения и
ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками либо заменяет месть
денежным штрафом – вирой. Виру платили князю, а
родичи потерпевшего получали компенсацию – головничество.
«Правда Ярославичей» полностью запрещает кровную месть, что свидетельствует об
усилении роли государства в жизни общества. Размер виры прямо зависел от
социального статуса пострадавшего. Убийство простого свободного человека «стоило»
40 гривен, «княжих мужей» – 80 гривен, а за убитого холопа
хозяин получал возмещение 5 гривен как за порчу имущества. Дифференциация виры
является доказательством того, что социальное расслоение было санкционировано
государством.
«Русская правда» упоминает и
особый тип виры – дикую (повальную) виру,
которую платила вся вервь, если на ее территории произошло убийство, а
преступник не был выдан властям. Сохранение дикой виры можно рассматривать как
яркий пример круговой поруки в общине.
Последняя редакция
Пространной Правды – «Устав Владимира Всеволодовича», приходится на великое
княжение Владимира Мономаха (1113–1125 гг.) и, вероятно, его сына Мстислава
Великого (1125–1132 гг.). Сократились проценты по долгам; облегчилось положение
смердов, указывалось, кто может быть превращен в
холопа. На Руси эпохи удельных государств управление и суд не были разграничены,
а потому органы управления были одновременно и органами суда в подвластных
сферах. По «Русской правде», суд по всем мирским делам сосредоточивался в руках
князя как верховного законодателя, правителя и судьи. Князь отправлял
правосудие лично или поручал это дело наместникам. В систему доказательств вины
помимо свидетельств, присяги, поличного включался и «Суд
божий» – испытание подозреваемого железом и водой.
Свободное
население
Основное население Древней
Руси составляли свободные общинники – «люди»
(людие, людины), как называет их «Русская правда». Это были жители сел и
городов, платившие князю налоги.
«Княжьими
мужами» или «боярями» называли приближенных
князя, в первую очередь, старших дружинников.
«Огнищанин» – это (в «Русской правде») княжий слуга, занимавший
среднее положение среди всего княжеского персонала. Следует заметить, что
позднее огнищанами стали называть княжеских и боярских холопов, управлявших
личным имуществом – «огнищем» хозяина.
«Отроками»,
«детесками» или «гридинами» именовали младших дружинников, а также свободных слуг
князя.
Противоречива информация
источников о такой социальной категории Древней Руси, как «смерды».
С одной стороны, их можно причислить к свободному крестьянскому населению, так
как они имели право свидетельствовать в суде, сами платили штрафы и наследовали
имущество. С другой стороны, вира за убийство смерда составляла всего 5 гривен,
тогда как жизнь простого свободного человека оценивалась в 40 гривен. Некоторые
исследователи полагают, что смердами называли крестьян, работавших в княжеских
селах.
В заключение добавим, что
древнерусский термин «муж»
можно было применить к представителю любой категории свободного населения.
Несвободные
категории населения на Руси
Несвободное население
Древней Руси делилось на две большие категории – полузависимые и люди, находящиеся
на положении рабов.
К первым следует отнести закупов и рядовичей.
Человека, отрабатывающего
ранее взятый долг («купу»), «Русская правда» называет закупом. Закуп
сохранял личное имущество и большинство юридических прав, а главное – возвращал
себе полную свободу, расплатившись с кредитором. Однако до выплаты долга закуп
обязан был работать на хозяина, терпеть побои «про дело». В случае попытки
бегства пойманный закуп превращался в холопа. «Устав
Владимира Всеволодовича» (1113 г.) позволял закупам «искать кун» (устраиваться на работу) в другом
хозяйстве, чтобы вернуть купу.
Категорией,
близкой к закупам, были рядовичи. Так называли людей,
заключивших с господином многолетний договор («ряд»),
в соответствии с которым они теряли большую часть прав, но приобретали
покровительство влиятельного человека. Чаще всего рядовичи служили старостами
или надсмотрщиками в господском хозяйстве.
Полностью зависимых людей в
Древней Руси называли холопами, челядью или робами.
«Русская правда» указывает три основных источника
«обельного» (полного) холопства: 1) добровольная
самопродажа в рабство; 2) женитьба на рабе без особого договора-ряда; 3) найм на работу в должности огнищанина или
тиуна без особого договора-ряда. Обельные холопы считались
собственностью господина и не имели никаких прав.
Пожалуй, самое тяжелое
положение было у изгоев – лиц, не относящихся
ни к городской, ни к сельской общине, лишенных покровительства князя и,
разумеется, вынужденных рассчитывать только на свои силы.
Путь из «варяг в греки»
Развитие ремесла и торговли
обусловило появление городов, где в центре города, на торге,
реализовывалась ремесленная продукция. В городе существовали различные виды
ремесел: кузнечно-слесарное, оружейное, обработка цветных металлов (ковка и
чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное,
кожевенное, портняжное и др. Под влиянием Византии возникает сложное производство
эмалей (конец X в.). В крупных городах существовали
особые торговые подворья для иностранных торговцев – «гостей».
Славяне экспортировали меха,
воск, лен, полотно, костяные и янтарные изделия. Ввозились дорогие ткани – «паволоки» (парча, восточные шелка), серебро в
дирхемах, медь, олово, свинец, пряности, благовония, лекарственные растения,
красящие вещества, византийская церковная утварь.
Путь из
Скандинавии в Византию (путь «из варяг в греки»), помимо главного направления
(Финский залив – р. Нева – Ладожское озеро – р. Волхов – Ильмень озеро – р.
Ловать – волок до Днепра – р. Днепр – Черное море), имел ещё
ответвление и через Западную Двину.
Торговый путь в Иран и Арабский
халифат проходил по Волге, через Итиль и
далее по Каспийскому морю.
На 3апад вели два направления: из Киева в Центральную Европу
(Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из Новгорода
и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику.
Проникновение иностранных купцов в Чёрное море,
конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Древней Руси на юге,
и к концу XII в. она была в основном перенесена на Север – в Новгород, Смоленск
и Полоцк. Таким образом, некогда самый важный для восточных славян торговый
путь – «из варяг в греки» – утратил свое значение.
Следует заметить, что торговые пути играли не только
экономическую роль. Благодаря им, укреплялись военно-политические и культурные
связи Древней Руси с соседними народами.
Князья Древней Руси
1. Рюрик (862–879 гг.)
«Повесть временных лет»
сообщает, что в 862 г. словене ильменские,
кривичи и угро-финские племена пригласили на княжение в Новгород варяга Рюрика с дружиной. Рюрик был новгородским князем
с 862 по 879 гг. Он успешно подавил восстание Вадима
Храброго в 874 г. и для укрепления своего положения женился на представительнице
местной знати Ефанде, которая родила ему сына Игоря (Ингвара) и двух дочерей. Летопись называет
Рюрика основателем многих городов
Новгородской земли и упоминает, что, умирая в 879 г., Рюрик поручил
заботу о своем малолетнем сыне дружиннику Олегу
(Хельгу), который и стал следующим новгородским князем. Принято считать, что
Рюрик является основателем княжеской династии Руси и создателем системы полюдья – объезда князем подчиненных земель
с целью сбора дани.
2. Олег (879–912 гг.)
Дружинник (по некоторым
сведениям родственник) Рюрика, Олег княжил в
Новгороде с 879 г. Умирая, Рюрик не только передал Олегу престол, но и поручил
ему заботиться о своем малолетнем сыне Игоре. В 882 г. Олег захватил Киев, убив
правивших там Аскольда и Дира. Таким образом, были объединены оба центра славянской
государственности, и создана Киевская Русь. Олег
подчинил себе древлян, северян, радимичей. Успешно воевал с хазарами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 907 г. Олег во главе огромного войска
(2000 кораблей) совершил поход на Константинополь
(Царьград), в результате которого был заключен первый в русской истории международный
договор. Византия принимала на себя обязательства, чрезвычайно выгодные для
Руси, к примеру, греки заплатили по 12 гривен каждому русскому воину. По
преданию, Олег, в знак победы, прикрепил свой щит «на вратах Цареграда». В 911 г. был заключен новый
русско-византийский договор, по условиям которого, русские купцы получали право
беспошлинной торговли в Константинополе, в течение полугода могли жить в Византии
за счет казны, также греки обязались на свои средства чинить и оснащать русские
корабли. Летопись сообщает, что князь
Олег погиб в 912 г. от укуса змеи.
3. Игорь (912–945 гг.)
После смерти князя Олега на киевский престол взошел сын Рюрика – великий князь Игорь
(912–945 гг.). В 903 г. он женился
на знатной псковитянке Ольге, которая родила
Игорю сына Святослава. Уходя в поход против Византии
в 907г., князь Олег поручил Игорю управление Киевом. Ко времени правления князя
Игоря относится первое летописное упоминание о племенах кочевников-печенегов.
В 915 г. киевский князь заключил с печенегами мир, но уже в 920 г. воевал с
ними. Князь Игорь совершил два неудачных похода на Византию в 941 и в 944 гг. Они аннулировали
преимущества торгового договора 911 года. Главным мероприятием киевского князя
был сбор дани с подвластных ему племен. Он назывался полюдьем
и длился с ноября по апрель. Размер дани не являлся фиксированным. Поэтому в 945 г., после того, как великий князь
Игорь второй раз вернулся с малой дружиной в землю древлян,
возмущенные общинники, возглавляемые местным князем Малом,
убили Игоря. За его смерть древлянам жестоко отмстила княгиня Ольга.
4. Ольга (945–957 гг.)
Жестоко подавив восстание
древлян, великая княгиня Ольга (945–962 гг.) упразднила полюдье
и ввела новый порядок сбора налогов – повоз.
Теперь подданные должны были сами свозить дань в особые места – погосты,
где ее учитывали специально назначенные данщики
или княжеские тиуны. Размер налогов был строго
фиксирован и получил название урока.
Погосты являлись также местом обмена или торговли. Таким образом, благодаря великой
княгине Ольге был сделан заметный шаг в сторону укрепления государства. В 955
г. (или 957). Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство по
восточному образцу и получила при крещении имя Елена.
Принято считать, что после 957 г.
она передала бразды правления страной своему сыну, Святославу
Игоревичу. Однако во время его частых военных походов она вынуждена была
вновь принимать на себя управление государством, хотя и не всегда поддерживала
активную завоевательную политику Святослава.
В 969 г. великая княгиня Ольга умерла. Канонизирована Русской
православной церковью.
5. Святослав (962–972 гг.)
Сын Игоря и Ольги, Святослав (962–972
гг.), прославился как «князь-воин» и провел подавляющую часть своего
правления в военных походах. Летописец, характеризуя Святослава, создает образ
истинного рыцаря – храброго, благородного, неприхотливого в быту,
бескомпромиссного и неутомимого. Во время похода 964–966 гг. Святослав подчинил вятичей,
нанес поражение Волжской Булгарии и уничтожил Хазарский каганат. По договоренности с византийским
императором Никифором II Фокой Святослав в 967 г.
напал на Дунайскую Болгарию и завоевал ее.
Летопись сообщает, что он намеревался присоединить Болгарию к своим владениям и
даже перенести столицу в Переяславец-на-Дунае. В
968 г. Киев, где находились мать и сыновья Святослава, осадили печенеги. Князь
был вынужден вернуться на Русь. Однако уже в 970 г. он снова воевал на Дунае.
Теперь его противником стала Византия. В 971
г. Святослав со своим войском был осажден в Доростоле.
После неудачной попытки снять осаду, ему пришлось подписать с императором Иоанном Цимисхием договор, по которому русские должны
были покинуть Придунавье. Святослав погиб в 972 г, возвращаясь на родину, от
рук печенежского хана Кури, который устроил
засаду на днепровских порогах.
У князя
Святослава Игоревича от разных жен было трое сыновей – Ярополк,
Олег и Владимир.
Уходя во второй дунайский поход (970 г.),
князь назначил Ярополка править в Киеве, Олега – в Древлянской земле, а
младшему – Владимиру (сыну ключницы Малуши) достался Новгород.
6. Ярополк и первые усобицы
После смерти Святослава (972
г.) великим князем киевским стал Ярополк Святославович (972–980 гг.), однако, в
977 г. между братьями началась усобица. Олег Древлянский погиб в сражении, а
Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал из Новгорода в Швецию. В 980 г.
Владимир во главе варяжской дружины захватил Киев и убил Ярополка.
Важнейшей причиной первой русской междоусобицы стало то обстоятельство, что правила престолонаследия
еще не
были четко сформулированы и не закрепились традицией. Она случилась после
смерти Святослава, потому, что он был первым русским князем, оставившим нескольких
наследников.
7. Владимир I Святой (980–1015 гг.)
Владимир
I Святославович княжил в Киеве с
980 по 1015 гг.
В отличие от своего отца, он
большое внимание уделял решению внутренних проблем государства. Владимир был
вынужден снова подчинять Киеву некоторые союзы племен, отделившиеся в период
усобицы 977–980 гг. В 981 г. и 982 г.
он покорил вятичей, а в 984 г. – радимичей. Любопытно, что
Владимир заменял племенных славянских князей своими наместниками. Иногда в роли
наместников выступали его сыновья.
Внешняя политика Владимира
Святого была продуманной и успешной. В 980–981
гг. он воевал с Польшей и отнял у нее Перемышль,
Червень и некоторые другие города. В 983
г. он разбил балтское племя ятвягов и вышел к
Балтийскому морю. В 985 г. Владимир
совершил удачный поход на Волжскую Болгарию и
заключил с нею выгодный для Руси мир. Кроме того, он поддерживал активные связи
с Византийской империей и даже посылал войска для
подавления восстания Варды Склира в Малой Азии.
Апофеозом государственной
деятельности Владимира I Святого можно считать крещение Руси в 988 г.
У великого князя Владимира
Святославовича было двенадцать законнорожденных сыновей. Старший (приемный) сын
Святополк правил в Турове, Ярослав – в Новгороде, Мстислав
– в Тьмутаракани, Вячеслав – в Чернигове. В историографии
существует мнение, что на киевский престол Владимир прочил Бориса и Глеба – любимых
младших сыновей, рожденных в христианском браке византийской принцессой Анной.
Владимир I Святой умер 15
июля 1015 г. под городом Берестовом, собираясь в поход против мятежного сына
Ярослава.
8. Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.)
После смерти Владимира
Святого (15. 07. 1015 г.) началась усобица между его сыновьями, продолжавшаяся
до 1019 г. Поначалу киевский престол захватил Святополк. «Повесть временных
лет» обвиняет его в зверском убийстве младших братьев – Бориса и Глеба, поэтому
в исторической традиции за ним закрепилось прозвище Окаянный
(совершивший «каинов грех» – братоубийство). Ярослав Новгородский выступил
против Святополка. Их борьба с переменным успехом продолжалась до 1019 г.,
когда Святополк был окончательно разбит на реке Альте (место убийства Бориса).
Дальнейшая его судьба неизвестна.
С этого года Ярослав
Владимирович твердо закрепился в Киеве и княжил там до своей смерти в 1054 г.
Однако в 1024 г. усобица возобновилась. Новым противником киевского князя стал
Мстислав Тьмутараканский. Ярослав был разбит Мстиславом, но сохранил престол,
хотя и вынужден был уступить брату право собирать налоги с левобережья Днепра.
В 1036 г. Мстислав умер, и Ярослав вернул себе доходы с данных территорий.
Внутренняя политика Ярослава напоминает политику его отца. Он «посадил» в крупные
города и земли своих сыновей. В Новгороде княжил старший сын Изяслав, Святослав
получил в управление Чернигов, Всеволод –
Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Великий князь зорко следил за своими
ставленниками и требовал от них беспрекословного подчинения.
Ярослав был создателем
первого сборника юридических актов Древней Руси, составленного на основе
обычного права и княжеских уставов – «Русской правды».
В 1036 г. он нанес сокрушительное поражение печенегам под стенами
Киева. После этого разгрома они больше не тревожили Русь. Однако на смену
печенегам вскоре пришли новые кочевники – половцы
(кипчаки).
Ярослав Владимирович
прославился как градостроитель. Он основал города Ярославль, Юрьев (Тарту) и
др.
Ярослав проводил активную
внешнюю политику: совершил поход против прибалтийского племени чудь; вернул
польские города Червень и Перемышль; в 1043
г. организовал поход русского флота на Константинополь, но потерпел
поражение. Династическими браками Киев был связан почти со всеми европейскими
правящими династиями. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, одна из его
дочерей стала французской королевой, другая – венгерской, его сестра вышла
замуж за польского короля и т. д.
Энергичная просветительская
деятельность, ученость и «книжное радение», покровительство духовенству – все
это позволило историкам дать Ярославу Владимировичу прозвище Мудрый. По его инициативе в Киеве был возведен Софийский
собор и другие храмы, основывались монастыри, в которых велось летописание,
строились школы.
В 1051 г.
митрополитом был впервые избран русский (а не грек) священник-книжник Илларион, автор «Слова о законе
и благодати».
Время
правления Ярослава Мудрого традиционно считают эпохой расцвета
Киевской Руси.
9. Правление
Ярославичей. Владимир Мономах (1113–1125 гг.) Мстислав Великий (1125–1132 гг.)
После смерти Ярослава
Мудрого (1054 г.) его старший сын Изяслав сел
княжить в Киеве и Новгороде, Святослав – в
Чернигове и Муромо-Рязанской земле, Всеволод – в
Переяславле и Ростово-Суздальской земле, Вячеслав
– в Смоленске, Игорь – во Владимире-Волынском.
Несколько лет братья жили мирно, почитая Изяслава «в отца место». Однако в 1068 г. на реке Альте половцы нанесли
поражение объединенным дружинам Изяслава, Святослава и Всеволода. Киевское вече
потребовало у Изяслава раздать народу оружие для защиты города от кочевников.
Князь ответил отказом, за что был с позором изгнан. С этого момента начинается
очередная усобица. Основными ее участниками стали Изяслав, Святослав и
Всеволод, претендовавшие на киевский престол. Со временем, к борьбе подключились
и их сыновья. Особенно «прославился» Олег Святославович, получивший от
современников прозвище Гориславич. Этот князь, оставшийся
без удела, неоднократно «наводил на Русь» половцев, используя их военную силу в
борьбе с родственниками. После смерти Святослава (1076 г.) и Изяслава (1078 г.)
великим киевским князем стал Всеволод. Он правил с 1078 по 1093 гг., но и при
его жизни, и после его смерти усобица продолжала тлеть. Ее важнейшей объективной
причиной было наличие двух традиций наследования престола, ни одна из которых
не была доминирующей — очередной порядок
наследования означал передачу престола от старшего к младшему в роду, а прямой – от отца к старшему сыну. Следует заметить,
что, так как эти порядки существовали одновременно, практически любой русский
князь по той или иной системе мог претендовать на Киевский престол.
В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха в Любече состоялся
съезд князей. Они должны были ответить на два важнейших вопроса: как прекратить
усобицы и как противостоять половцам, опустошающим русские земли. Князья
утвердили прямой (династический) порядок
наследования в качестве основного («кажно да держит отчину свою»), и решили
организовывать совместные походы против половцев (1103 г., 1111 г.). Стоит
отметить, что принятая для преодоления усобиц традиция прямого наследования
способствовала, по сути, окончательному раздроблению и так уже распадающегося
государства. С 1093 по 1113 гг. великим киевским князем был Святополк
Изяславович. Киевляне настолько ненавидели его за корыстолюбие и жестокость,
что после смерти князя в городе вспыхнуло восстание против его доверенных лиц.
Собравшееся вече приняло решение пригласить на киевский престол Владимира
Всеволодовича Мономаха, известного своим миролюбием и справедливостью.
Владимир Всеволодович
Мономах (со стороны матери он был внуком византийского императора Константина
Мономаха) был великим киевским князем с 1113 г. до своей смерти в 1125 г. Время
его правления и княжение в Киеве его старшего сына Мстислава Великого (1125–1132 гг.) считаются последним
периодом могущества и единства Киевской Руси.
Владимир Мономах мог сдерживать центробежные тенденции
благодаря своему непререкаемому авторитету среди других князей. Он прославился
также и как законодатель – «Правду Ярославичей»
он дополнил «Уставом», статьи которого облегчали
положение закупов и запрещали ростовщикам брать более 20 процентов годовых.
Получив от отца в правление Северо-Восточную Русь, Владимир Всеволодович много
времени уделял ее обустройству – в 1108 г. основал город Владимир-на-Клязьме.
Именно он был инициатором совместных походов русских князей против половцев в 1103 и 1111 гг., значительно ослабивших
половецкую угрозу. Известен Владимир Мономах и своей ученостью – его перу
принадлежит уникальное произведение древнерусской литературы «Поучение детям»,
в котором великий князь излагал политические и моральные принципы настоящего
правителя.
Дружина
Первой формой организации
войска у всех народов было ополчение. Однако с
увеличением количества военных походов усложнением социальной структуры
общества возникает необходимость в постоянной армии. Народное ополчение
постепенно отходит на второй план, а его место занимает профессиональная
дружина. В IX–Х вв. Древняя Русь являлась типичным раннесредневековым
государством. Князь и дружина были неразрывно связаны между собой. Авторитет
князя придавал действиям дружинников легитимность (законность), а поддержка
дружины, в свою очередь, обеспечивала выполнение принятых князем решений. В
дружинной организации была внутренняя иерархия: старейшую
дружину составляли бояре, участвовавшие в
совещаниях с князем («думе»). В молодшую дружину входили отроки, детески, мечники, гридни,
вирники. Они собирали дань, а во время войн представляли собой основную
ударную силу. Из числа дружинников назначались посадники
(наместники), воеводы, тысяцкие (высшие должностные лица с военными и административными
функциями). Роль княжеских и боярских управляющих выполняли огнищане и тиуны.
Крещение
Руси
Владимир I Святой (980–1015 гг.)
во время своего правления всячески пытался укрепить великокняжескую власть.
Объединяя земли и подчиняя племена (волынян, вятичей, радимичей, белых
хорватов), он стремился создать сильное государство с единым правителем. И как
князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был
быть единственным властителем на небе. Разрозненные языческие культы
препятствовали объединению. С этой целью в 980
г. был реформирован славянский языческий пантеон, и на первое место среди
шести богов (Перун, Хорс, Дажьбог, Мокошь, Стрибог, Симаргл) выдвинулся Перун – бог грома и войны, покровитель князя и дружины.
По распоряжению Владимира, в Киеве были установлены их идолы, главный – Перун –
выделялся среди них серебряной головой с золотыми усами.
Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались
населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию
монотеизма (единобожия), который исповедовался соседними народами:
византийцами, хазарами, волжскими булгарами. Именно активные международные
контакты привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую
среду.
Причины принятия христианства
Очевидная неудача попытки
реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира
обратиться к принципиально новой религии.
«Повесть временных лет»
рассказывает легенду о выборе веры князем (986 г.), к которому приходили
представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на употребление
вина, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства
и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы
византийского священника.
Реальная причина перехода
именно в христианство, причем в его восточном варианте, заключается в
существовании прочных культурных и экономических связей Руси с Византийской империей, особенно в связи с торговлей по
пути «из варяг в греки». Мощнейшая в тот момент византийская держава была в
глазах князя Владимира Святославовича воплощенным идеалом государственности.
Еще в середине Х в.
(при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свой
храм.
Греческая церковь
подчинялась светской власти (т.е. власти князя), в отличие от западной во главе
с Папой Римским. Кроме того, восточный обряд допускал богослужение на местном
языке и переводы канонических текстов.
Принятие христианства должно
было повысить международный авторитет Руси и поставить великого киевского князя
в один ряд с европейскими монархами.
Христианизация на Руси и ее последствия
«Повесть временных лет»
сообщает, что в 988 г. великий князь
Владимир Святославович захватил византийский город
Херсонес (Корсунь)
в Крыму и угрожал императорам Василию и Константину походом на Константинополь.
Условием
заключения мира князь выдвинул свою женитьбу на византийской принцессе Анне. Императоры согласились выдать за Владимира свою
сестру, но только если он примет христианство. Это предложение отвечало
интересам киевского князя. В Корсуни он крестился, крестил свою дружину и сочетался
браком с принцессой Анной.
Вернувшись в Киев, Владимир объявил христианство государственной религией. Всем киевлянам было приказано
явиться на берег Днепра и принять крещение – «а кто не
придет, тот враг мне», – сообщает летопись слова князя.
Однако не везде новую
религию принимали мирно. Оплотом оппозиции стал Новгород, который, по преданию,
дружинникам князя Владимира, Добрыне и Путяте пришлось крестить «огнем и мечом».
Распространение христианства на Руси
растянулось на долгие годы. После
крещения Руси шел процесс срастания традиционных языческих и православных
ценностей, приведший к формированию двоеверия. Постепенно
языческие элементы вытеснялись, но многие сохранились и до наших дней (Масленица).
Принятие новой веры внесло
изменения в социальную структуру общества – на Руси появилось новое сословие – духовенство. Постепенно складывалась церковная
иерархия: во главе Русской церкви стоял киевский митрополит,
назначаемый константинопольским патриархом; в подчинении митрополита находились
епископы, руководившие монастырями
и приходскими священниками. По византийской
традиции на Руси духовенство делится на черное
(монашествующее) и белое (живущее в миру). Высшие
иерархи церкви принадлежат к черному духовенству.
В X–XI вв. церковь
существовала за счет государственного финансирования и пожертвований, позднее у
нее появились собственные села и земли.
Значение принятия христианства трудно переоценить:
· завершилось
духовное объединение славян в единую древнерусскую народность;
· церковь активно
поддерживала светскую власть, способствуя укреплению ее авторитета;
· укрепилось
международное положение Руси – она стала полноправным членом семьи европейских
государств;
· русская
культура получила мощный импульс к развитию – появилась письменность, началось
развитие литературы, архитектуры, живописи и т.д.
Культура и быт
Киевской Руси
Особенности древнерусской культуры
Древнерусская культура не развивалась обособленно,
а постоянно
взаимодействовала с культурами соседних народов – попадала под
иноземное влияние (скандинавов, византийцев), что, впрочем, не умаляет ее
самобытности.
Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю
развития восточнославянского язычества. Принятие православия в 988 г. предопределило
влияние христианской византийской традиции на все направления русской
культуры, открыв широкие перспективы для укрепления контактов с Европой.
Письменность и образование
История письменности и
образования на Руси связана с распространением христианства. Во второй половине
IX в. болгары Кирилл (в миру Константин) и Мефодий создали первую славянскую
азбуку для перевода священных христианских текстов с греческого. Самые
ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся
к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках –
греческом и славянском.
Существовали две азбуки – глаголица и кириллица.
Глаголица
имеет более раннее происхождение и происходит из греческой скорописи VIII–IX
вв., а также древнееврейских и других восточных алфавитов. Вероятно,
именно глаголица была создана Кириллом.
Кириллица имеет в своей основе греческое уставное письмо с
добавлением нескольких букв. Создавалась она, как считают ученые, учениками
Кирилла и Мефодия в конце IX – начале X вв. Названа в честь
св. Кирилла, оставшегося в памяти славян создателем славянской азбуки.
После крещения Руси
кириллица была положена в основу древнерусской письменности. Центрами
образования в Древней Руси были монастыри. При них создавались школы, в них
переписывались книги и возникали библиотеки. Носителями грамотности, безусловно,
были, в первую очередь, представители духовенства, но «книжной ученостью»
владели и князья. Нередко грамоту знали и простые люди, преимущественно,
горожане.
Устное народное творчество. Литература
Развитие устного народного
творчества намного опередило появление письменной литературы. На основе
язычества у славян сложилось богатое наследие – песни, заклинания, заговоры,
былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. Древнерусский эпос отражает
духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные события и
исторических персонажей (Владимир Красно Солнышко).
Первые книги были
рукописными, написанные на пергаменте (выделанная телячья кожа)
с помощью чернил или киновари (красная краска из минералов) гусиными перьями. Переплет
наиболее ценных («Остромирово
Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие»
XII в.) оковывался золотом, украшался драгоценными камнями и
финифтью (эмалью). Высокая стоимость книг делала их доступными только для
высших слоев общества.
Всю древнерусскую литературу
можно разделить на переводную и оригинальную. Выбор переводных книг был обусловлен
влиянием церкви: Священное писание, произведения Иоанна Златоуста и Кирилла
Иерусалимского.
Оригинальная древнерусская
литература представлена следующими основными жанрами:
летописание – хронологические записи с основными датами,
событиями, героями, воспоминаниями очевидцев. Занимались этим обученные монахи
либо по своей воле, либо по поручению князя. Инок Киево-Печерского монастыря
Нестор является составителем «Повести временных лет»
(1113 г.);
житие
(агиография) – жизнеописание духовных
и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью («Житие Бориса и Глеба», «Житие
Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского»);
слово (поучение)
– произведение, относящиеся к жанру красноречия.
На Руси существовали торжественное красноречие
– «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (обосновывающее значимость принятия
христианства и прославляющее Русскую землю и князей) и нравоучительное
красноречие – «Поучения Владимира
Мономаха» (политическое и нравственное завещание великого князя);
хождения (хожения)
– рассказывают о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях,
природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила
в Палестину»).
Самым известным литературным
памятником домонгольской Руси является «Слово о полку
Игореве» (конец XII в.). Автор призывает к единству русских
земель, выступает против усобиц. Его называют эпической поэмой, исторической
повестью, политическим трактатом – в нем сплелись все жанры древнерусской литературы.
Музыка
В средневековой Руси
получили развитие два музыкальных направления:
народная
(языческая) музыка –
языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях.
При княжеских дворах появились скоморохи – первые актеры,
соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи
играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах;
христианское
богослужебное пение –
распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным
занятием. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские
певцы. Пение проходило без игры на музыкальных инструментах, более того,
традиция восточного христианства строго осуждала инструментальную музыку.
Архитектура
Сохранившиеся памятники
древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком мастерстве строителей,
живописцев, народных умельцев.
До конца X в. на Руси не
было монументального каменного зодчества, постройки были деревянные или
деревянно-земляные. С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей
и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными (дубовая
церковь «новгородская София», срубленная в 989
году; храм Бориса и Глеба начала XI в. в
Вышгороде).
Первые каменные сооружения
были построены под руководством византийских мастеров в конце X в. Преобладающим
в древнерусской архитектуре стал сложившийся в Византии тип крестово-купольного
храма. В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями
были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037 г.) и Новгороде (1045–1050 гг.) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.).
Одновременно с храмами строились, но гораздо в меньшем объеме, княжеские
дворцы, боярские палаты и крепости.
Русские мастера внесли в
каменное строительство элементы русского деревянного зодчества: многоглавие,
пирамидальность, башенность. Образовались архитектурные школы и разные
направления:
владимиро-суздальское (ажурная каменная
резьба) – Успенский
собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире
и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, а также Золотые
ворота во Владимире;
новгородская и псковская архитектура (строгость и простота форм) – Георгиевский
собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице, Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове.
Наиболее активно
застраивающимися городами были Киев, Новгород и Смоленск (приглашали
черниговских мастеров – кирпичная кладка).
Изобразительное искусство
Древнерусское
изобразительное искусство тесно связано с храмовым строительством, ведь стены
храмов украшались фресками, мозаиками, иконами.
Фреска –
техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой
штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку,
закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Изображались евангельские
сцены, лики святых, иногда князя и его детей (Ярослав Мудрый). Сохранились
фрагменты фресок Софийского собора в Киеве.
Мозаика – изображение набиралось из кусочков стекловидного
материала (смальты). Особого распространения на Руси не получила. В Софийском
соборе в Киеве сохранилось изображение огромной фигуры Богоматери
Оранты (молящейся).
Иконы впервые появились на Руси в X в., и были привезены греками
из Византии. Самой почитаемой на Руси иконой была икона Владимирской
Богоматери (с младенцем на руках), написанная на рубеже XI–XII
вв. Впоследствии появились талантливые иконописцы: Алимпий,
Олисей, Георгий и
русские школы: новгородская, псковская, ярославская, киевская.
Появление письменности
привело к возникновению книжной миниатюры –
красочной иллюстрации (в «Остромировом Евангелии»,
«Изборнике Святослава»).
2. Основные даты
Даты
|
|
События
|
862
г.
|
–
|
Призвание варягов
|
862–879
гг.
|
–
|
Княжение Рюрика
|
879–912
гг.
|
–
|
Княжение Олега
|
882
г.
|
–
|
Объединение двух центров: Киева и
Новгорода. Образование государства Киевская Русь
|
907
г.
|
–
|
Поход князя Олега на Царьград
|
911
г.
|
–
|
Подписание договора между Русью и
Византией о беспошлинной торговле, полугодовой жизни в Константинополе за
счет столицы Византии, обязанность оснащать русские корабли византийской стороной
|
912–945
гг.
|
–
|
Княжение Игоря
|
941
и 944 гг.
|
–
|
Походы князя Игоря на Константинополь
|
945
г.
|
–
|
Восстание древлян и убийство князя
Игоря
|
945–957
гг.
|
–
|
Княжение княгини Ольги
|
964–972
гг.
|
–
|
Княжение Святослава
|
964–966
гг.
|
–
|
Поход Святослава
на Хазарский каганат. Разгром каганата
|
971
г.
|
–
|
Битва Святослава при Доростоле против
Византии
|
980–1015
гг.
|
–
|
Княжение Владимира I Святого
|
981
и 982 гг.
|
–
|
Поход Владимира I на вятичей
|
980–981
гг.
|
–
|
Поход Владимира I на польские земли
|
983
г.
|
–
|
Разгром ятвягов Владимиром I
|
985
г.
|
–
|
Подписан мир с
Волжской Булгарией князем Владимиром I
|
980
г.
|
–
|
Первая языческая реформа
|
988
г.
|
–
|
Крещение Руси
|
988
г.
|
–
|
Поход Владимира на Корсунь
|
1019–1054 гг.
|
–
|
Княжение Ярослава Мудрого
|
1036
гг.
|
–
|
Разгром печенегов при Ярославе Мудром
|
1043
г.
|
–
|
Поход на Константинополь (неудача0
|
1051
г.
|
–
|
Избрание первого митрополита
Иллариона
|
1068
г.
|
–
|
Поражение на р. Альте против половцев
|
1097
г.
|
–
|
Съезд князей «Каждый защищает свою
отчину»
|
113–1125
гг.
|
–
|
Княжение Владимира Мономаха
|
1125–1132 гг.
|
–
|
Княжение Мстислава Великого
|
1103–1111 гг.
|
–
|
Походы против половцев
|
3. Основные понятия
Бояре – высший наряду с великими и удельными
князьями, слой общества в России с Х по ХVIII вв.
Былина – эпическая песнь, посвященная
действительным историческим событиям.
Вира – денежный
штраф.
Вирники – те, кто взимал штрафы.
Владимиро-Суздальская архитектура – ажурная каменная резьба.
Вотчина – надел земли, передаваемый по наследству.
«Гости» –
иноземные купцы.
Дым – подати с малой семьи.
Житие (апография) – жизнеописание
духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.
Закупы – категория зависимого населения на
Руси. Человек боал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии
его возвращения.
Изгои – люди, потерявшие связь со своей
социальной средой.
Кабала – форма личной зависимости одного
человека от другого, связанная с займом.
Княжеские съезды – встречи
князей Киевской Руси с целью принятия совместных решений по тем или иным вопросам.
Конунг – князь у варягов.
Кормление – натурально-денежное обеспечение за службу.
Купа – долг.
Лествиничное право – по
данному принципу каждый князь в течение жизни мог неоднократно перемещаться от
менее значимых «столов» к более значимым.
Летописание – хронологические записи с основными
датами, событиями, героями.
Люди – основная часть свободного населения.
Мечник – княжеский слуга из дружинников,
вооруженный мечом, а также служитель княжеского суда – держатель меча как символ
правосудия.
Миниатюра – красочные иллюстрации.
Мозаика – картины из стекловидного материала
смальты.
Новгородская и псковская архитектура – строгость
и простота форм.
Норманнская теория – направление
в историографии, сторонники которого считают норманнов основателями славянского
государства.
Огнищанин – от слова огнище – очаг, двор.
Первоначально младший дружинник
древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства.
Отроки, детские, гридни – младшие
дружинники.
«Паволоки»
– парча, восточные ткани.
Пергамент
– выделанная телячья кожа.
Повоз – форма сбора дани в Киевской Руси.
Погост – место
сбора денежной и натуральной дани.
Подъездные – сборщики
податей.
Полицентричность
государственной структуры – многовариантность дальнейшего политического
развития.
Полюдье – зимний
объезд князя с дружинниками с целью сбора дани.
Посадник – княжеский
наместник в Древней Руси. В Новгороде и Пскове – высшая государственная
должность, избираемая на вече из наиболее знатных и богатых боярских семей.
Посадник созывал, открывал заседания вече и исполнял его решения. Он руководил
внешними сношениями, контролировал действия князя, осуществлял судебные
функции.
Ряд – договор.
Рядовичи
– временнообязанные, полусвободные смерды, попавшие во временную
зависимость в силу «ряда» – договора, на основании которого они работали на
хозяина.
Скоморохи
– первые актеры, соединившие в себе певцов, музыкантов, плясунов,
акробатов.
Слово
(поучение) – произведение, относящиеся к жанру
красноречия.
Смерды
– масса сельского населения, которая постепенно из свободного
крестьянства превращалась в зависимое.
Тиун – княжеские
или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских
княжествах. В отдельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями
и городами, вершили суд именем князя.
Тысяцкий
– военный предводитель городского ополчения на Руси до сердины ХV в. В Новгородской республике выбирался на вече от
небоярского поселения (черных людей и посадских), т.к. они составляли главную
силу ополчения сроком на один год.
Урок
– норма сбора дани.
Удел – наследственное
владение князя.
Фрески – техника живописи краской на свежей сырой штукатурке.
Хождения – описание
путешествий о христианских святынях, достопримечательностях, природы, обычаяев
других стран.
Холопы – рабы.
Челядин – раб.
4. Основные схемы
1. Теории
возникновения государства у восточных славян
Славянская
(антинорманнская)
|
Центристская
|
Норманнская
|
Отрицается роль варягов в
образовании древнерусского государства и призвание их на княжение
|
Древнерусское государство
возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при
участии варягов
|
Древнерусское государство создано
норманнами (варягами) с добровольного согласия славян
|
М.В. Ломоносов
Б.А. Рыбаков
|
А.Л. Юрганов
Л.А. Кацва и большинство
современных ученых
|
Г.З. Байер, А.Л. Шлецер ХVIII в.; Г.Ф. Миллер
Н.М. Карамзин
С.М. Соловьев ХIХ в.
|


основные факторы
Экономические
|
Переход к
пашенному земледелию
|
Отделение
ремесла от земледелия
|
Сосредоточение
ремесла в городах (погостах)
|
Начало торговых
отношений
|
Преобладание
свободного труда над рабским
|
Политические
|
Угроза нападения
внешних врагов
|
Достаточно
высокий уровень военной организации
|
Наличие
элементов государственности
|
Формирование
славянских племенных союзов
|
Потребность
родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель
|
Социальные
|
Смена родовой
общины соседской
|
Возникновение
социального неравенства среди членов общины
|
Складывание
древнерусской народности
|
Наличие
патриархальной формы рабства
|
Духовные
|
Общая языческая
религия
|
Схожие обычаи:
обряды, общественная психология
|
Внешние
|
Необходимость
защиты от внешних нападений
|
Осуществление
завоевательной политики
|
3. Русские князья
Рюрик (862–879
гг.)
|
Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский
князь
|
Согласно «Повести временных
лет», призван на княжение в 862 году ильменскими славянами, чудью и весью из
варяжских земель
|
Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях
|
Перед смертью передал власть своему родственнику
(или старшему дружиннику) – Олегу
|
|
Олег (879–912
гг.)
|
Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший
земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки»
|
В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей
древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира
|
Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей
|
Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г.
совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные
для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.)
|
|
Игорь (913–945
гг.)
|
Отразил набеги кочевников-печенегов
|
Расширил границы Древнерусского государства,
подчинив племя уличей и способствовал основанию русских поселений на
Таманском полуострове
|
Организовал военные походы против Византии:
Первый в 941 г. – закончился неудачей;
Второй в 944 г. – заключением взаимовыгодного договора
|
Убит древлянами при сборе дани в 945 г.
|
|
Ольга (945–969
гг.)
|
Жена князя Игоря, правила на Руси в период
малолетства сына Святослава и во время его военных походов
|
Впервые установила четкий
порядок сбора дани («полюдья») путем введения:
1) уроков – определения точных размеров дани;
2) погостов – установления мест сбора дани
|
Поездка в Византию (957) и принятие христианства под
именем Елена
|
В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов
|
|
Святослав
(964–972 гг.)
|
Сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель
Древнерусского государства в 964–972 гг.
|
Инициатор и руководитель многих военных походов
|
Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль
(965).
Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией
(968–971).
Военные столкновения с печенегами (969–972).
Договор между Русью и Византией (971)
|
Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в
972 г. на днепровских порогах
|
|
Владимир I Святой (980–1015 гг.)
Первая междоусобная война за власть между сыновьями
Святослава – Владимиром и Ярополком (972–980). Победа Владимира и утверждение
его на княжеском престоле
|
980 г. – Языческая реформа князя Владимира. Создание
пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к
потребностям Древнерусского государства и
общества завершилась неудачей)
988 г. – Принятие христианства
|
Дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского
государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил успешные
походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль,
Белгород и др.)
|
4. Князь Ярослав Мудрый
Князь Ярослав
Мудрый
1019–1054
гг.
|
|||||
Способствовал расцвету
Древнерусского государства
|
Способствовал возвышению
международного авторитета Руси
|
Осуществлял
военные походы
|
Покровитель просвещения и
строительства
|
||
Единовластный
Правитель
Древней Руси
|
Установил широкие династические
связи с европейскими и византийским дворами
|
В Прибалтику.
В польско-литовские земли.
В Византию.
Окончательно
разгромил печенегов (1036 г.)
|
Основатель письменного
русского законодательства
|
||
Утвердился на киевском
престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским
|
|||||
«Русская Правда»
Назначение митрополита Иллариона
(1051 г.) без ведома Константинополя
|
|||||
5. Русь при Ярославичах
![]() ![]() |
Правда
Ярославичей
|
Борьба с
половцами
|
Престол переходил к старшему в роду князей-Рюриковичей:
от старшего брата ко второму, потом к третьему брату
|
В законах прослеживается
социальное неравенство.
Охраняет частное имущество.
Содержит постановления о наследстве.
Содержит сведения о социальной структуре Руси
княжеской администрации.
Обговаривает организацию судебного процесса.
Правда допускала кровную месть, но уже ограничивала
ее.
Обязывала жителей Руси самим смотреть за порядком
|
Впервые половцы появились на русских землях в 1061
г.
В 1068 г. на
р. Альте русские были разбиты.
После 1068 г. русские начали
совершать походы на половецкие кочевья.
1093 г. половцы
совершили опустошительный набег на Русь.
1095 г. степняки вновь обрушились на русские земли
|
Только три старших сына – Изяслав, Святослав, Всеволод
– и их дети могут «по очереди» занимать великокняжеский киевский стол
|
||
15 лет жили в мире Ярославичи под властью Изяслава,
но затем начались усобицы между ними
|
6. Князь
Владимир II Мономах
Князь Владимир II Мономах 1053–1125 гг.
Внук
Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора
Константина IХ Мономаха. Князь смоленский
(с
1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский
князь (с 1113 г.)
|
Организатор успешных походов князей против половцев (1103, 1109, 1111
гг.)
|
Выступал за
единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на
котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и
наследования княжеских земель
|
Был призван в
Киев во время народного восстания 1113 г.,
последовавшего
после смерти Святополка II
|
1113–1125 гг.
Ввел в действие
«Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке были ограничены
проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг
зависимых людей.
Остановил распад
Древнерусского государства. Написал «Поучение», в котором осуждал усобицы и
призывал к единству русской земли.
Продолжил
политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери
английского короля Гарольда II – Гите
|
7. Управление
древнерусским государством
Великий князь
|
Главный правитель Воевода
Законодатель
Судья
|
||
Местные
(удельные)
князья
|
Совет
при князе (Дума)
|
Вече
|
Дружина
|
Посадники
Волостели
|
Бояре, высшее духовенство
|
Решает вопросы о
налогах; призвании или изгнании князя;
объявлении войны
|
Старшая (Знать)
Младшая (Гриди)
|
8. Высшие
сословия
Высшие
сословия
|
|||
Служители культа
|
Князья
|
||
Волхвы
(языческие жрецы до принятия христианства)
|
Православное духовенство (с Х в.)
|
Вожди племен, позже
– правители государственных образований
|
|
|
|
Бояре
|
Дружинники
|
|
|
Потомки родоплеменной знати, воеводы, наместники областей
|
Воины княжеских отрядов, выполнявшие также управленческие
функции
|
9. Низшие сословия
Низшие сословия
|
|||||
Люди
|
Холопы
|
Градские люди
|
|||
Свободные
крестьяне-общинники
|
Зависимая социальная группа, близкая к рабам
|
Горожане
|
|||
Смерды.
Зависимые крестьяне, несшие повинность в
отношении князя
|
Долговые холопы
|
Челядь (военнопленные)
|
Купцы
(гости)
|
Ремесленники
|
|
Закупы.
Смерды, взявшие ссуду («купу») скотом, орудиями труда и обязанные отработать
этот долг
|
Рядовичи.
Смерды, заключившие с землевладельцем договор («ряд») об условиях своей
работы на него
|
|
|
|
Я Абрам александр, бизнесмен, который смог возродить свой умирающий лесозаготовительный бизнес с помощью посланного богом кредитора, известного как Бенджамин Ли, консультант по ссуде. проживаю в екатеринбургском екатеринбурге. Хорошо, вы пытаетесь начать бизнес, погасить свой долг, расширить существующий, вам нужны деньги для покупки материалов. Были ли у вас проблемы при попытке получить хорошую кредитную линию, я хочу, чтобы вы знали, что мистер Бенджамин проведет вас до конца. Это подходящее место для вас, чтобы решить все свои финансовые проблемы, потому что я живое свидетельство, и я не могу просто держать это при себе, когда другие ищут способ получить финансовую поддержку ... Я хочу, чтобы вы все связались с этим богом отправил кредитору, используя указанные данные, чтобы стать участником этой прекрасной возможности по электронной почте: 247officedept@gmail.com или whatsapp / text + 1-989-394-3740.
ОтветитьУдалить