ВОСТОЧНЫЕ
СЛАВЯНЕ в VI–VIII веках
1. Основной теоретический материал
Прародина и
происхождение славян
Первые письменные
упоминания в источниках о славянах
относятся к VI в. (готский историк Иордан, византийский писатель Прокопий
Кесарийский).
Некоторые исследователи
считают праславянами известные раннесредневековым авторам племена венедов,
антов и склавинов.
Как и большинство
европейских языков, славянские принадлежат к индоевропейской языковой семье,
образуя самостоятельную группу. Археологическая культура, которую ученые,
безусловно, связывают со славянами, называется Пражской (названа так по характерной
лепной керамике, раскопанной близ г. Праги).
Вопрос о прародине
славянского этноса остается дискуссионным. Большинство исследователей, опираясь
на данные археологии и лингвистики, полагают, что прародиной славян были
бассейны рек Дуная, Вислы и Одера.
Эпоха Великого
переселения народов (IV–VII вв. н. э.) затронула и часть славянских племен. В
VI–VII вв. происходит разделение ранее единого славянского этноса на три
основные группы:
·
западную;
·
южную;
·
восточную.
Последнюю образовали
славянские племена, заселившие в данный период территорию Восточно-Европейской
равнины. В процессе расселения восточные славяне ассимилировали аборигенные
угро-финские и балтские племена.
Древнейший летописный
источник – «Повесть временных лет» (начало XII в.) упоминает следующие
восточнославянские союзы племен:
·
поляне (среднее
течение Днепра), древляне (в лесах южнее реки Припять);
·
ильменские
словене (бассейн реки Волхов и озера Ильмень);
·
полочане (течение
реки Полота);
·
кривичи (верховья
Днепра и Волги);
·
дреговичи (болота
между Припятью и Западной Двиной);
·
северяне
(бассейны рек Десна и Северский Донец),
·
радимичи
(междуречье Днепра и Десны);
·
вятичи (верховья
Оки и бассейн реки Москвы).
Сообщается также и об
уличах, тиверцах, белых хорватах и волынянах, проживавших на юге и юго-западе
Восточно-Европейской равнины.
Занятия восточных
славян
Восточные славяне были
оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось земледелие. В
VI–IX вв. они возделывали
1)
рожь;
2)
пшеницу;
3)
просо;
4)
гречиху;
5)
овес и ячмень.
В лесных районах было
распространено подсечное (подсечно-огневое) земледелие. Выжигался
участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет,
а после истощения почвы на время забрасывались.
В степных районах
доминировало переложное (сжигание трав), а с VIII в.
– пашенное земледелие.
Восточные славяне
использовали двупольный севооборот, при котором земля разделялась
на две части – яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII–IX вв. начинает
использоваться и трехполье, при котором одну часть поля занимают
яровые посевы, вторую – озимые, а третья остается под паром.
Самыми
распространенными орудиями земледельческого труда были:
1)
борона-суковатка,
2)
рало,
3)
соха,
4) с VIII–IX вв. в лесостепной зоне начали применять плуг.
Большая часть
Восточно-Европейской равнины относится к зоне рискованного земледелия, поэтому
немаловажную роль в их хозяйстве играли: скотоводство (крупный и
мелкий рогатый скот, свиньи, птица), охота, рыболовство и бортничество
(сбор меда и воска диких пчел), т.е. промыслы.
Восточные славяне
преимущественно вели натуральное хозяйство. Однако важным
изменением в их жизни VIII–IX вв. явилось постепенное отделение ремесла
от земледелия. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное
производство, затем появляются другие ремёсла – камнерезное, слесарное,
бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия труда и
оружие. Владея приемами зерни, скани, эмали, они создавали замечательные
украшения. Славяне были умельцами по обработке кости.
Внешняя торговля развивалась на Балтийско-Волжском пути, а также на
известном пути «из варяг в греки», который соединял Северную Европу (варягов) с
Византийской империей (греками). Продавали: пушнину, меха, воск, мед, рабов.
Покупали: ткани, вина, предметы роскоши.
Общественный строй
восточных славян
В VI–IX вв.
восточные славяне жили первобытно-общинным строем. Основной
формой социальной организации долгое время являлась родовая община (род).
Сородичи совместно трудились. Земля, скот, угодья, орудия труда
находились в коллективном владении и пользовании.
С VIII в.
в южных районах начинает складываться новая форма организации общества – соседская
(территориальная) община. У восточных славян она называлась вервью.
При сохранении коллективной собственности на землю и угодья, появляется индивидуальная
(семейная) запашка. В индивидуальное владение и пользование переходят
орудия и результаты труда, а также скот.
Несколько
соседских общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли
племя, а племена, в свою очередь, объединялись в большие племенные союзы
(поляне, вятичи, дреговичи и т.д.).
Административными
центрами племенных союзов
являлись укрепленные грады (у полян – Киев, у словен ильменских –
Новгород, у полочан – Полоцк и т. д.).
Формирование соседской
общины способствовало возникновению имущественного и социального неравенства.
Постепенно начинает выделяться знать (нарочитая чадь). К ней
можно отнести князей (военных предводителей), старейшин,
волхвов (служителей языческих богов).
Важнейшие вопросы,
затрагивающие интересы всего коллектива, решались на вече –
собрании общинников (взрослых мужчин – воинов).
Существовало у восточных
славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того,
чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не
удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на
положении свободных.
Общественный строй восточных
славян VI–IX вв. историки называют «военной демократией».
Сведения о первых
князьях содержатся в Повести Временных лет. Летописец отмечает наличие у
племенных союзов, правда, не у всех, своих княжений. Так, в отношении полян им
записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их
сестре Лыбеди.
Более достоверными
являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том,
что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение,
названное им Валинана. Скорее всего, речь идет о
славянах-волынянах, (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно
данным ПВЛ, аварским нашествием в VII в.
В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного
славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые
отечественные историки связывают с Киевом, второй – с Новгородом или его более
древним предшественником, местоположение Артании продолжает вызывать
споры. Видимо, они представляли собой предгосударственные образования, включающие
в себя по нескольку племенных союзов. Все эти местные княжения были мало друг с
другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и
варягам.
Жили славяне
неукрепленными поселениями с жилищами-полуземлянками, или деревянными небольшими
срубами, имеющими печи-каменки.
Соседи восточных
славян
Основную часть
территории Восточно-Европейской равнины до расселения славян (VI–VII вв.)
занимали угро-финские (мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва,
корела) и балтские (литва, жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы и
др.) племена.
Все они в указанный
период жили в условиях первобытно-общинного строя, занимались
земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство
этих племен были постепенно ассимилированы славянами.
На востоке и
юго-востоке славяне соседствовали с полукочевыми народами – волжскими
булгарами и хазарами, у которых к тому времени уже сформировались
государства (Волжская Булгария и Хазарский каганат).
Активное участие в
жизни восточных славян принимали скандинавы, которых славяне называли варягами.
Важным экономическим и
культурным партнером восточнославянских союзов племен была Византийская
империя – мощнейшее государство раннего средневековья.
Язычество
Доминирующей
религиозной формой у восточных славян
до конца X вв. оставалось язычество (политеизм, многобожие). Славяне
обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние
на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам
– богиням благополучия и плодородия.
К IX в. оформляется уже целый пантеон
славянских языческих божеств (Сварог
– бог небесного огня, Ярило – бог солнца; Стрибог
– бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также
музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага
и хозяйства и др.). Особое место занимал бог грома и молнии Перун,
превратившийся со временем в княжеско-дружинного бога войны. Своеобразными
младшими божествами у восточных славян были домовые (духи предков
– покровители жилища), лешие, водяные, навьи (русалки), кикиморы,
упыри, шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и
озёрам, рощам и отдельным деревьям (священному дубу). Богам приносили жертвы,
иногда человеческие, в специально отведенных местах – капищах. В
роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы
и кудесники, которые молились и совершали различные обряды на капищах.
На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество –
песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки.
До наших дней дошли некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к
природным циклам: Масленица, Купала и др.
2.
Основные даты
Даты
|
|
События
|
I тыс. до н.э.
|
–
|
Выделение из индоевропейских групп этноса, на основе
которого впоследствии сформировались славяне.
|
Св. 700 тыс. лет назад
|
–
|
Проникновение человека в Восточную Европу.
|
Ок. 35–40 тыс. лет назад
|
–
|
Кроманьонец (современный человек) вытеснил в Европе
неандертальца.
|
К 10 тыс. до н.э.
|
–
|
Умение добывать огонь.
|
4–3 тыс. лет до н.э.
|
–
|
Окончательное заселение Евразии.
|
Ок. 8–3 тыс. до н.э.
|
–
|
«Неолитическая революция».
|
Ок. 2–1 тыс. до н.э.
|
–
|
Образование языковых групп индоевропейской языковой
семьи.
|
Х–VII в. до н.э.
|
–
|
Распространение железа в Европе.
|
VII–VI вв. до н.э.
|
–
|
Расцвет торговли и процветание греческих колоний.
|
IV в. до н.э.
|
–
|
Возникновение скифского государства.
|
IХ–Х вв.
|
–
|
Принятие Волжской Булгарией
религии – ислам
|
VII в.
|
–
|
Образование Хазарского каганата.
|
Конец IV в.
|
–
|
Начало процесса Великого
переселения народов.
|
VIII – середина IХ вв.
|
–
|
Начало экспансии норманнов.
|
VI–VIII вв.
|
–
|
Заселение
славянами Восточно-Европейской равнины.
|
3. Основные понятия
Автохтонное население – коренное население.
Бортничество – собирательство дикого меда.
Варяги – по одной из версий, –
воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали
норманнами. Согласно другой версии, – выходцы с побережья
Балтийского моря, родственные славянским племенам.
Варяжский путь («из варяг в греки») – одно из названий важного
водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце ХI в.,
наиболее важное значение имел в Х–ХI вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского)
моря по реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать, далее волоком к реке
Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.
Велес
– покровитель скотоводства и зранитель подземного мира
предков. В дальнейшем стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство и
достаток.
Вервь – участок
земли, отмеренный веревкой, община.
Вече – народное собрание.
Военная демократия – форма государственности на этапе разложения первобытного
строя, когда возникает власть наследственного князя,
опирающегося на военную силу своей дружины. Но эта власть ограничивалась
остатками родовых отношений – вече.
Вождь – глава племени.
«Вои» – мужское население рода.
Волхвы – пророки, предсказатели
будущего, знахари, ближе простого смертного стоявшие к таинственным силам
природы у древних славян, служители языческих богов.
Гривна, резана, куна, лисица, векша – денежные единицы у славян.
Даждьбог – бог
солнца.
Дружинники – люди,
профессионально занятые военным делом, служившие князю и получившие от него
материальное вознаграждение за службу.
Двуполье
– система землевладения, когда часть поля засевается
зерном, другая – отдыхает под паром. Название зерна у славян.
Идол – изображение языческого божества в
виде статуи, изваяния.
Каган – (от тюркского «властелин») – титул
главы государства у древних тюрко-язычных народов (авар, хазар, печенегов). С
середины VI в. его носили правители Тюркского каганата. С конца VIII в. этот
титул, наряду с княжеским, присваивали себе киевские князья, что
символизировало их независимость от Хазарского каганата.
Капище – языческий храм у славян;
место в храме, где приносились жертвы богам.
Князь – военный вождь.
Макошь
– покровительница женщин, домашнего очага.
Нарочитая чадь – знать в племени.
Перелог
– система земледелия, при которой степь выжигали, затем
засевали, а после истощения – забрасывали.
Перун – бог молний и
грозы.
Полудница –
дух – покровительница отдыха селян в
полуденный зной.
Праславяне – предки
славян.
Племя – союз родов, проживающий на
одной территории.
Рало – древнее орудие труда у славян.
Род – коллектив родственников.
Рожаницы – богини
плодородия.
Сварог
– бог неба.
Старейшина –
уважаемый, опытный человек.
Страда
– сезон сельскохозяйственных работ.
Стрибог
– бог ветра.
Трехполье – система
земледелия, при которой одна часть поля отводится под озимые, другая – под
яровые, третьи – отдыхают под паром.
Тризна
– поминальный пир.
Чур – божественный образ родовой общины.
Язычество –
дохристианские и нехристианские
религии, основанные на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы.
Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством
подразумевались народы или «языки», противопоставляемые первохристианским общинам.
Ярила
– божество солнца, весны, плодородия и любви у восточных
славян.
4.
Основные схемы
1. Верования древних славян
Язычество – комплекс верований, представлений, обрядов,
отражавший полнейшую зависимость людей от стихийных сил природы
|
Четыре
этапа в развитии славянского язычества
|
I этап
Соответствовал эпохе
каменного века. Славяне приносят жертвы «упырям» и «берегыням». Упыри – злые
духи, вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь. Либо это
вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому
мстящие живущим на земле. Упырям противостоят добрые духи – «берегыни»
|
II этап
При переходе от кочевого к
оседлому образу жизни, с появлением земледелия, - зародился культ Рода и
Рожаницы. Род – это творец всей Вселенной. Вместе с Родом выступали две
Рожаницы – богини плодородия.
Постепенно многие функции
Рода перешли в ведения бога Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся
весну. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Весьма
почитался славянами на этом этапе и бог Велев – покровитель скота и скотоводства.
Считалось, что этот бог способствует накоплению богатств
|
III этап
В VII–IХ вв.
складывается «божественная картина», где каждому богу есть свое место.
Сварог –
властелин неба, бог огня, которому подчинялась вся Вселенная. У него несколько детей – Сварожичи.
Сварожич –
бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров.
Дажьбог –
сын Сварога, олицетворяющий собой Солнце. По славянским поверьям, Дажьбог
живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей
светозарной колеснице он совершает свой бег над землей с востока.
Хорс –
божество, близко стоящее к Дажьбогу.
Стрибог –
бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья
деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки, путники и
т.д.
Мокошь –
покровительница женщин, женского рукоделия и торговли
|
IV этап
Со временем, когда военные
походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых
почитаемых богов становится Перун – повелитель грома и молний, покровитель
князя, дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает»
верховную власть над остальными языческими богами, оттесняя на второй план
Сварога. За последним остается право
покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой металлов
|
Вывод
Славяне
в соответствии со своими языческими представлениями разделяли мир на три
яруса:
I ярус: «Небо» (Мир богов).
II ярус: «Земля» (Мир людей).
III ярус: «Подземелье», обитатели которого держат земную тяжесть
|
2. Концепции происхождения и прародины славян
Миграционная
(Пришли на
Восточно-Европейскую равнину)
|
Автохтонная
|
|
«Дунайская»
С.М. Соловьев, В.О. Ключевский
|
«Прибалтийская»
М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин
|
Славяне как этнос
сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным
населением.
Б.А. Рыбаков
|
3. Основные восточно-славянские племена и места их расселения
Кривичи
|
Верховья рек Волги, Днепра,
Западной Двины
|
Вятичи
|
По реке Ока
|
Ильменские словене
|
Вокруг озера Ильмень и по
реке Волхов
|
Радимичи
|
По реке Сож
|
Древляне
|
По реке Припять
|
Дреговичи
|
Между реками Припять и
Березина
|
Поляне
|
По западному берегу реки
Днепр
|
Уличи и тиверцы
|
Юго-запад
Восточно-Европейской равнины
|
Северяне
|
По среднему течению реки
Днепр и по реке Десна
|
4. Восточные славяне в древности
Восточные
славяне в древности
|
||
Общинное устройство
|
Занятия
|
Верования
|
Родовая община
|
Земледелие
|
Язычество
|
Охота
|
Культ предков
|
|
Соседская
община
|
Рыболовство
|
Поклонение
явлениям природы
|
Бортничество
|
Земледельческие культы
|
5. Территория проживания славян

Большое спасибо, ваш материал очень помог при подготовке сообщения о восточных славянах
ОтветитьУдалить