Вариант 1
Из телеграммы российского императора
«Со времени предъявления ультиматума в Белграде Россия
посвятила все свои усилия, чтобы найти мирное решение вопроса, возбужденного
поступком Австрии. Целью этого поступка было раздавить Сербию и сделать ее
вассалом Австрии. В результате получилось бы изменение в равновесии сил на Балканах,
представляющем жизненный интерес для моего государства. Все предложения, включая
и предложение вашего правительства, были отвергнуты Германией и Австрией, а
Германия выразила намерение выступить посредником тогда, когда благоприятный
момент для оказания давления на Австрию уже прошел. Но и тогда она не выставила
никакого определенного предложения.
Объявление Австрией войны Сербии заставило меня издать приказ о частичной
мобилизации, хотя, ввиду угрожающего положения, мои военные советники рекомендовали
мне произвести всеобщую мобилизацию, указывая, что Германия может
мобилизоваться значительно скорее России. В дальнейшем я был принужден пойти по
этому пути вследствие всеобщей мобилизации в Австрии, бомбардировки Белграда,
концентрации австрийских войск в Галиции и тайных военных приготовлений
Германии. Правильность моих действий доказывается внезапным объявлением войны
Германией, совершенно неожиданным для
меня, так как я самым категорическим образом заверил императора Вильгельма, что
мои войска не выступят, пока продолжается посредничество.
В этот торжественный час я хочу уверить вас еще раз,
что я сделал все возможное для предотвращения войны. Теперь, когда она мне
навязана, я надеюсь, что ваша страна не откажется поддержать Францию и Россию.
Пусть бог благословит и хранит вас».
Вопросы и
задания:
С 1. Укажите год, к которому относятся события, описанные в
телеграмме, название войны, о начале которой в ней говорится, и имя российского
императора, пославшего телеграмму.
С 2. На
основе текста и знаний по курсу истории назовите не менее трех союзников России
в этой войне.
С 3. Как
автор телеграммы оценивает свои действия перед началом войны? Какие аргументы
он приводит в доказательство? Приведите всего не менее трех положений.
С 4 . Назовите
не менее трех задач внешней политики России во второй половине XVI в. Приведите
не менее трех примеров реализации названных задач.
С 5. Ниже
приведены две точки зрения на экономические последствия «Великого перелома»
конца 1920-х – начала 1930-х гг.:
1. В результате
«Великого перелома» была осуществлена успешная модернизация экономики страны,
была выработана успешная экономическая модель.
2. «Великий
перелом» сопровождался большими хозяйственными потерями, созданная в его результате
экономическая модель была малоэффективна.
Укажите,
какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной.
Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами,
подтверждающими избранную вами точки зрения.
С 6.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Месяц,
последовавший за убийством народовольцами императора Александра II, был
переломным в истории России. Наследником престола решался вопрос о выходе
страны из политического кризиса. Укажите не менее двух фамилий государственных
деятелей, выступавших со своими предложениями выхода страны из политического
кризиса. Какое название получила внутренняя политика Александра III? Укажите
мероприятия внутренней политики Александра III в сфере государственного
управления, в сфере местного самоуправления. Укажите всего не менее двух
мероприятий.
С 7. Сравните
преобразования в политической жизни СССР, проведенные в период «оттепели» и
перестройки. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что
различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части
таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам,
так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов
(приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих
признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
|
|
|
|
Различия
|
|
|
|
Вариант 2
Отрывок из сочинения современного
историка.
«Освобождение крепостных крестьян было для помещиков
великим бедствием. Дело не в том, что положению об освобождении недоставало
щедрости; за отдаваемую крестьянам землю помещики получили хорошие деньги, и
высказывалось даже подозрение, что на эту землю установили искусственно высокие
цены, дабы хотя бы отчасти компенсировать утрату крепостных. Беда была в том,
что теперь помещики оказались, предоставлены самим себе. При крепостном праве
им не было нужды тщательно вести бухгалтерские книги, поскольку в трудную
минуту они всегда могли выжать чуть больше из крепостного. В новых условиях так
уже не выходило. Чтобы прожить, надобно было научиться подсчитывать размер
оброка и стоимость работы и учитывать расходы. Исторический опыт дворянства не
подготовил его к новым обязанностям. Большинство дворян не умело считать рубли
и копейки, а то и просто смотрело на такие подсчеты с презрением…
Несмотря на необыкновенный рост цен на землю… после Крестьянской
реформы, дворяне все глубже залезали в долги и вынуждены были закладывать землю
либо продавать ее крестьянам и купцам. К 1905 году они утеряли треть земли,
доставшейся им при освобождении крестьян… К 1916 г. крестьяне владели почти 90%
пашни, равно как и 94% всего скота».
Вопросы и
задания:
С 1. Укажите название реформы, о которой идет речь в
первом абзаце, и дату (год) ее проведения.
Назовите императора, в годы правления которого была
проведена указанная реформа.
С 2. На основе текста и знаний по истории укажите, какие
положения названной реформы противоречили интересам освободившихся крестьян.
Приведите не менее трех положений.
С 3. Объясните, почему, по мнению историка, освобождение
крестьян было для помещиков великим бедствием. Приведите не менее трех
положений.
С 4. Назовите не менее двух целей Столыпинской аграрной реформы.
Приведите не менее трех мероприятий, действий правительства, проводившихся в
ходе этой реформы.
С 5. Ниже приведены две точки зрения на ХХ съезд КПСС, разоблачение
культа личности И.В. Сталина:
1. Съезд нанес большой ущерб стране, разделил общество
на противников и сторонников Сталина, подорвал авторитет государства и партии
во всем мире.
2. ХХ съезд дал новый импульс развитию общества,
позволил отказаться от самых негативных проявлений культа личности.
Укажите, какая из названных точек зрения вам
представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений,
которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С 6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1722 г. Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать
себе преемника по своему усмотрению. Что побудило Петра I изменить порядок
престолонаследия? Укажите не менее двух причин. Назовите не менее двух
последствий опубликования этого Указа.
С 7.
Сравните теоретические положения М.А. Бакунина и П.Л. Лаврова. Укажите, что было общим (не менее двух общих
характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части
таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам,
так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов
(приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих
признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
|
|
|
|
Различия
|
|
|
|
|
|
Вариант 3
Из рассказа современника (XIX в.).
«Таким и был Константин Иванович Колпин, проживший десять
лет в наших местах в должности земского врача в селе Липовке, Самарской
губернии.
Там и умер он, и теперь на бедном кладбище в углу
стоит и его могилка с деревянным местной работы крестом – скромная, простая, в
тон всему кладбищу, всей местной жизни, в тон тому, кто спит вечным сном под
ней.
Высокий, худой, с маленьким болезненным лицом, со
взглядом, сознающим непрочность своего собственного я. Как доктор он знал, что
у него порок сердца, и внимательно следил за развитием своей болезни.
Он умер в мае… За его гробом шла густая толпа бедных
людей, потому что вместе с ними он пережил два голода, два тифа, две холеры.
За его гробом шли все эти крестники, сиротки, все те,
кому оставлял он свои крохи – жалованье земского врача.
Что давало ему эту страшную силу жить жизнью самого
здорового, самого удовлетворенного человека?
Ответ один: он жил своими идеалами, и эти идеалы
давали ему силы. Идеалы лучшей жизни, более справедливой и более равноправной».
Вопросы и
задания:
С 1. Как назывались учреждения (органы самоуправления), о
представителе одного из которых идет речь в отрывке?
В каком году было начато проведение реформы, в
результате которой были созданы названные учреждения?
Назовите императора, в годы правления которого была
проведена названная реформа.
С 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее
двух дел, относившихся к компетенции названных учреждений (органов
самоуправления).
С 3. Какие черты личности, присущие деятелю названного учреждения
(органа самоуправления), выделяет автор? Укажите не менее трех черт личности.
С 4. Укажите
не менее трех целей, которые ставило перед собой царское правительство в
1894–1903 гг. во внутренней политике.
Приведите
не менее двух примеров действий, мероприятий царского правительства, направленных
на их реализацию.
С 5.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Князю
Александру Невскому приходилось подавлять народные антиордынские движения,
вызванные переписью населения. Однако, несмотря на это, он остался в памяти
народа мудрым правителем и защитником земли Русской.
Почему
Александр Невский проводил политику компромисса с Ордой? Назовите не менее трех
причин. Что послужило основанием для столь высокой оценки деятельности князя
Александра Невского современниками и потомками? Приведите не менее двух положений.
С 6. Сравните
состояние сельского хозяйства в 1850-х и 1870-х гг. Укажите, что было общим (не
менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части
таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам,
так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов
(приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих
признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
|
|
|
|
Различия
|
|
|
|
Вариант 4
Из выступления адвоката П.А.
Александрова.
«Подсудимая принадлежит к молодому поколению. Она
стала себя помнить тогда уже, когда наступили новые порядки, когда розги отошли
в область преданий.
Вот в эту-то пору, через пятнадцать лет после отмены
розог… над политическим осужденным арестантом было совершено позорное сечение.
Короткое газетное известие о наказании в тюрьме Боголюбова розгами не могло не
произвести на подсудимую подавляющего впечатления. Какое, думала она,
мучительное истязание, какое презрительное поругание над всем, что составляет
самое существенное достояние развитого человека…, всякого, кому не чуждо
чувство чести и человеческого достоинства!
Что был для нее Боголюбов? Он не был для нее
родственником, другом, он не был ее знакомым, она никогда не видала и не знала
его. Господа присяжные заседатели! В первый раз является здесь женщина, для
которой в преступлении не было личных интересов, личной мести, – женщина,
которая со своим преступлением связала борьбу за идею…»
Из воспоминаний председателя суда А.Ф. Кони.
«"Звонок, звонок присяжных!" – сказал
судебный пристав, просовывая голову в дверь кабинета… Присяжные заседатели
вышли, теснясь, с бледными лицами, не глядя на подсудимую… Все притаили
дыхание… Старшина дрожащею рукою подал мне лист… Против первого вопроса стояло
крупным почерком: "Нет, не виновна!.."
Целый вихрь мыслей о… значении этих слов пронесся в
моей голове, когда я подписывал их…».
Из воспоминаний С.М. Степняка-Кравчинского.
«Это событие имело огромное значение в развитии
терроризма. Оно озарило его своим ореолом самопожертвования и дало ему санкцию
общественного признания».
Вопросы и задания:
С 1. Укажите
фамилию подсудимой, причину привлечения ее к судебной ответственности. Назовите
дату (год) событий, о которых идет речь в отрывках.
С 2. На
основе текста и знаний по истории укажите, как называлось идейное течение в
среде радикальной интеллигенции, одним из представителей которого была
подсудимая.
Какое
влияние оказал вынесенный подсудимой приговор на развитие названного течения?
Приведите не менее двух положений.
С 3. Какое
решение по делу вынесли присяжные заседатели?
Приведите
из выступления адвоката П.А. Александрова объяснения мотивов преступления
подсудимой, повлиявшие на решение присяжных заседателей. Назовите не менее двух
объяснений.
С 4.
Назовите не менее трех политических сил, вошедших в состав Учредительного
собрания. Укажите не менее двух задач, которые в этот период ставила одна из
этих политических сил.
С 5. Ниже
приведены две точки зрения на ввод войск ОВД в Чехословакию в 1968 г.:
1. Ввод
войск ОВД в Чехословакию был вынужденной мерой с целью сохранения
социалистического строя в этой стране и единства стран «социалистического
лагеря».
2. Часть
советских граждан не считала ввод войск ОВД в ЧССР неизбежным и законным
силовым вмешательством в демократические реформы «пражской весны».
Укажите,
какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной.
Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами,
подтверждающими избранную вами точку зрения.
С 6.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1668 г.
вспыхнуло восстание монахов Соловецкого монастыря, которое продолжалось до 1676
г. Монастырь был осажден правительственными войсками. Из 500 защитников
монастыря в живых осталось только 60 человек.
В чем
выразились противоречия в религиозной жизни России XVII в., приведшие к
Соловецкому восстанию? Укажите не менее двух противоречий. Какие причины
вызывали религиозные протесты и выступления? Назовите не менее двух причин.
С 7. Сравните внутреннюю политику Александра II и Александра
III, связанную с попытками решения крестьянского вопроса. Укажите, что было
общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех
различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части
таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам,
так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов
(приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих
признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
|
|
|
|
Различия
|
|
|
|
Вариант 5
Из послания
руководителя СССР Президенту США Дж. Кеннеди.
«Уважаемый
г-н Президент! Мы ценим то, что Вы, как и мы, не догматически подходили к
решению вопроса о ликвидации возникшей напряженности и это позволило нам в
сложившихся условиях найти и более гибкую форму проверки вывоза указанных
средств. Понимание и гибкость, проявленные Вами в этом деле, высоко оцениваются
нами, хотя наша критика американского империализма остаётся, конечно, в силе,
потому что этот конфликт был действительно создан политикой Соединённых Штатов
Америки в отношении Кубы. Сейчас надо было бы двинуться более решительными
шагами к окончательному завершению ликвидации этой напряжённости, то есть надо
было бы, чтобы Вы со своей стороны ясно подтвердили в ООН, как это Вы сделали
на пресс-конференции и в посланиях ко мне, обязательство о невторжении
Соединённых Штатов и Ваших союзников на Кубу, сняв оговорки, которые теперь
вносятся в проект декларации США в Совете Безопасности, и чтобы наши представители
в Нью-Йорке договорились о согласованном изложении в декларациях обеих держав
взятых ими на себя обязательств. Полагаю, что Вы уже имели возможность
ознакомиться с предложенным нами текстом краткой декларации Советского
правительства, в которой сформулированы главные обязательства Советского Союза,
вытекающие из обмена посланиями между ними. Мы исходим из того, что аналогичная
краткая декларация должна быть сделана правительством США и в ней также будут
зафиксированы основные обязательства США, вытекающие из обмена посланиями.
Мы с Вами
пережили в течение короткого времени довольно острый кризис. Острота его
заключалась в том, что мы с Вами готовы были уже сейчас сразиться, а это
привело бы к мировой термоядерной войне со всеми ее страшными последствиями. Мы
учли это и, будучи убеждёнными, что человечество никогда не простило бы тем
деятелям, которые не исчерпали всех возможностей для предотвращения катастрофы,
пошли на компромисс, хотя понимали, и сейчас заявляем об этом, что Ваши
претензии не имели под собой никакой правовой основы».
Вопросы и
задания:
С 1. Назовите фамилию автора послания и название кризиса,
о котором идёт речь в отрывке. Укажите название периода, когда автор был
руководителем СССР.
С 2. На основе текста и знаний по истории укажите, что
автор называет «указанными средствами», и назовите обязательства, взятые каждой
из сторон как условия достижения договоренности. Приведите всего не менее трёх
положений.
С 3. Приведите не менее трёх названных автором причин достижения
договорённости о ликвидации кризиса, ослаблении международной напряжённости.
С 4. Назовите не менее трех фактов, свидетельствующих о
создании единого Российского государства в XV в. Приведите не менее двух
положений, содержавшихся в Судебнике 1497 г.
С 5. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1914. г. Австро-Венгрия, за спиной которой стояла
Германия, начала войну с Сербией. Перед российским императором Николаем II
встал нелегкий выбор: поддержать Сербию
и вызвать войну как с Австро-Венгрией, так и с ее союзницей Германией, или
отказать сербам в поддержке. Многие приближенные убеждали царя не вступать в
войну. Однако Николай II решил поддержать Сербию, и Германия, а затем
Австро-Венгрия, объявили России войну.
Приведите не менее трех причин, по которым Николай II
принял такое решение. Укажите не менее двух основных последствий начавшейся
войны для России.
С 6. Сравните внутреннюю политику СССР после Великой Отечественной
войны в периоды, когда руководителями страны были И.В. Сталин и Н.С. Хрущев.
Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным
(не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части
таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам,
так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов
(приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих
признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
|
|
|
|
Различия
|
|
|
|
Ключи к заданиям С
Вариант 1
С 1.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысла)
|
Баллы
|
Год
– 1914 г.
Название
войны – Первая мировая
Имя
императора – Николай II
|
|
Приведены
год, название войны и имя императора
|
2
|
Названы
2 любых элемента ответа
|
1
|
Назван
1 любой элемент ответа
или
все
элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 2.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысла)
|
Баллы
|
Упоминаемые
в тексте:
· Сербия;
· Франция.
Приводимые
на основе знаний по курсу истории:
· Великобритания;
· Япония;
· Румыния;
· США
|
|
Названы
3 союзника
|
2
|
Названы
2 союзника
|
1
|
Назван
1 союзник
или
все
элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 3.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысла)
|
Баллы
|
Николай
II подчеркивает миролюбивость своих намерений, нежелание начинать войну.
Могут
быть указаны следующие аргументы, приводимые императором:
· Россия стремилась найти мирное решение путем
переговоров;
· вмешательство России было вызвано агрессивными
намерениями Австрии;
· все предложения были отвергнуты Австрией и
Германией;
· в критический момент император объявил лишь
частичную мобилизацию, чтобы подчеркнуть свое нежелание начинать войну;
· Николай II лично заверял Вильгельма II в том, что не
допустит войны, пока будет хоть какая-нибудь надежда на мирный исход
|
|
Приведено
3 любых положения
|
2
|
Приведено
2 любых положения
|
1
|
приведено
1 любое положение
или
все
элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 4.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысла)
|
Баллы
|
1.
Могут быть названы следующие задачи:
· расширение территории Российского государства;
· обеспечение безопасности внешних рубежей России на
востоке и юге, со стороны Казанского и Крымского ханств;
· получение выхода к морю с целью обеспечения условий
для развития;
· внешней торговли.
2.
Могут быть приведены следующие примеры:
· присоединение к России Казанского и Астраханского
ханств;
· присоединение Западной Сибири;
· строительство засечной черты для защиты от набегов
крымцев;
· Ливонская война
|
|
Названы
3 задачи внешней политики России во второй половине XVI в. и приведены 3
примера
|
4
|
Названы
2 задачи и приведены 3 примера
или
названы
3 задачи и приведены 2 примера
|
3
|
Названы
2 задачи и приведены 2 примера,
или
названа
1 задача и приведены 3 примера,
или
названы
3 задачи и приведен 1 пример
|
2
|
Названы
2–3 любых элемента ответа
|
1
|
Назван
только 1 любой элемент ответа
или
все
элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
4
|
С 5.
Ответ:
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысла)
|
|
Ученик
может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие
ее аргументы, например:
При
выборе первой точки зрения:
· страна из аграрно-индустриальной превратилась в
индустриально-аграрную;
· в ходе пятилеток было создано множество промышленных
объектов;
· получили развитие новые отрасли промышленности;
· была модернизирована оборонная промышленность;
·
созданная
плановая (командно-административная) экономика отличалась высокой
способностью к мобилизации всех сил для решения задач особой важности (война
и др.);
·
коллективизация
сельского хозяйства облегчила решение проблемы продовольственного снабжения
армии и городов;
·
возросла
механизация сельского хозяйства;
·
несколько
снизился дефицит промышленных товаров;
·
через несколько
лет после «Великого перелома» уровень материального благосостояния советских
граждан постепенно стал повышаться;
·
была
ликвидирована безработица.
При выборе второй точки зрения:
·
в результате
«Великого перелома» была уничтожена частная инициатива, предпринимательская
активность;
·
форсированная
индустриализация потребовала огромных материальных жертв;
·
человек
оказался оторван от результатов своего труда, мало в них заинтересован;
·
созданная
плановая (командно-административная) экономика отличалась негибкостью,
неэффективным использованием ресурсов;
·
форсированные
темпы строительства и ввода в эксплуатацию промышленных объектов приводили к низкому качеству выпускаемой
продукции;
·
форсированная
индустриализация сопровождалась многочисленными техническими катастрофами и травмами на строительстве и
производстве;
·
«Великий
перелом» сопровождался максимальным напряжением сил людей;
·
коллективизация
привела к массовому голоду;
·
в результате
раскулачивания был уничтожен слой хозяйственных и предприимчивых крестьян;
·
уровень
урожайности оставался низким;
·
созданная
индустрия в основном обслуживала нужды государства, сохранялся дефицит товаров
народного потребления
|
|
Указания к
оцениванию
|
Баллы
|
Приведены 3 аргумента, подтверждающие
выбранную точку зрения
|
3
|
Приведены 2 аргумента
|
2
|
Приведен 1 аргумент
|
1
|
Все элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный
балл
|
3
|
С 6.
Ответ:
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысла)
|
|
1.
Могут быть указаны фамилии государственных деятелей:
· М.Т. Лорис-Меликов;
· Н.П. Игнатьев;
· К.П. Победоносцев.
2.
Может быть указано, что внутренняя политика Александра III получила название
контрреформы.
3.
Могут быть указаны следующие мероприятия Александра III в сфере
государственного управления и в сфере местного самоуправления:
· укрепление самодержавной власти (издание манифеста
«О незыблемости самодержавия», «Распоряжения о мерах к сохранению государственного
порядка и общественного спокойствия…»);
· надзор за деятельностью крестьянских сельских и
волостных учреждений (введение института земских участковых начальников);
· отстранение от участия в городском самоуправлении
городских низов (повышение имущественного ценза)
|
|
Указания к оцениванию
|
Баллы
|
Указаны
2 фамилии государственных деятелей, название внутренней политики Александра
III и приведены всего 2 мероприятия в сфере государственного управления и в
сфере местного самоуправления
|
4
|
Указана
1 фамилия, название внутренней политики и всего 2 мероприятия,
или
указаны
2 фамилии, название внутренней политики и 1 мероприятие,
или
указаны
2 фамилии, название внутренней политики не приведено, указаны 2 мероприятия
|
3
|
Указаны
2 фамилии, название внутренней политики не приведено, указано 1 любое мероприятие,
или
указана
1 фамилия, название внутренней политики не приведено, указаны 2 мероприятия,
или
фамилии
не указаны, приведено название внутренней политики и указаны 2 мероприятия,
или
указана
1 фамилия, приведено название внутренней политики и указано 1 мероприятие,
или
фамилии
не указаны, приведено название внутренней политики, указаны 2 мероприятия,
или
указаны
2 фамилии, приведено название внутренней политики, мероприятия не указаны
|
2
|
Указана 1 фамилия, приведено название
внутренней политики, мероприятия не указаны,
или
указана 1 фамилия, название внутренней
политики не приведено, указано 1 мероприятие,
или
фамилии не указаны, название
внутренней политики не приведено, указаны 2 любых мероприятия,
или
фамилии не указаны, приведено
название внутренней политики и указано 1 мероприятие,
или
указаны 2 фамилии, название
внутренней политики не приведено, мероприятия не указаны
|
1
|
Назван 1 любой элемент ответа
или
все элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный
балл
|
4
|
С 7.
Ответ:
Элементы ответа
(допускаются
иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
|
1. В качестве общего могут быть
названы:
·
единая
общественно-политическая система;
·
господство
единой официальной идеологии;
·
проведение
смены части руководящих партийно-государственных кадров;
·
осуждение
культа личности И.В. Сталина;
·
значительное
влияние реформ на самосознание общества, на развитие в нем демократических
начал (в различной степени);
·
оживление
духовно-культурной жизни общества
|
|
Приведены 2 общие характеристики
|
2
|
Приведена 1 общая характеристика
|
1
|
Все общие характеристики названы
неверно
|
0
|
Максимальный
балл
|
2
|
2.
Различия:
|
|
|
период «оттепели»
|
период перестройки
|
|
· начало развенчания культа личности И.В. Сталина;
· проведение ограниченной десталинизации в обществе
|
· окончательное развенчание культа личности И.В. Сталина
|
|
· незавершенная реабилитация политических заключенных, ряда репрессированных
народов
|
· завершение реабилитации незаконно осужденных при И.В. Сталине
|
|
· принятие новой программы КПСС, провозглашение курса
на «развернутое строительство коммунизма»
|
· проведение курса на «совершенствование
социализма» (начало перестройки), провозглашение курса на создание правового
государства, на разделение властей
|
|
· попытки расширения прав союзных республик
|
· подготовка нового союзного договора
|
|
· усиление руководящей роли партии, сохранение идеологического давления в сфере культуры (критика писателей, поэтов, художников и др. за
«идеологическую сомнительность», «за формализм»)
|
· отказ от руководящей роли КПСС в жизни общества
(отмена статьи 6 Конституции)
|
|
-
|
· формирование многопартийности
|
|
-
|
· проведение политики гласности
|
|
-
|
· введение поста Президента СССР
|
|
-
|
· учреждение Съезда народных депутатов
|
|
-
|
· изменение избирательной системы, проведение альтернативных выборов
|
|
Названы
3 различия
|
2
|
|
Названы
1–2 различия
|
1
|
|
Все
различия названы неверно
|
0
|
|
Максимальный балл
|
2
|
Вариант 2
С 1.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысла)
|
Баллы
|
Крестьянская
реформа 1861 г.
Назван
император: Александр II
|
|
Указано
название реформы и дата (год) ее проведения, назван император
|
2
|
Названы
2 любых элемента ответа
|
1
|
Назван
1 любой элемент ответа или все элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 2.
Ответ:
Элементы ответа
и указания к оцениванию
(допускаются
иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Могут быть указаны следующие
положения Крестьянской реформы, противоречившие интересам освободившихся
крестьян:
·
введение
временнообязанного состояния крестьян;
·
необходимость
выплаты выкупных платежей;
·
переход в
собственность помещиков части земли крестьян (отрезков);
·
выплата
подушной подати (до 1882 г.);
·
сохранение
рекрутской повинности (до 1874 г.);
·
сохранение
телесных наказаний (до 1904 г.)
|
|
Указаны 3 положения
|
2
|
Указаны 2 элемента ответа
|
1
|
Назван 1 любой элемент ответа или все
элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный
балл
|
2
|
С 3.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Может быть указано, что
освобождение крестьян было для помещиков великим бедствием, так как: при крепостном праве сложилось
представление о необязательности:
· вести бухгалтерские книги;
· презрение к подсчетам барщины, оброка;
· организации хозяйства на (новых) капиталистических
условиях;
в пореформенной России дворяне
вынуждены были:
· брать ссуды;
· закладывать землю;
· продавать ее крестьянам и купцам
|
|
Указаны
3 положения
|
2
|
Указаны
2 элемента ответа
|
1
|
Назван
1 любой элемент ответа или все элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 4.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысла)
|
Баллы
|
1.
Могут быть названы следующие цели столыпинской аграрной реформы:
· создание широкого слоя крестьян-собственников как
надежной опоры существующему режиму;
· решение через переселенческую политику проблемы
аграрной перенаселенности (малоземелья
крестьян);
· освоение посредством переселенческой политики окраин
империи (Южной Сибири, Средней Азии);
· концентрация земли в руках наиболее хозяйственных,
дееспособных крестьян;
· изживание антисобственнических и иждивенческих
настроений крестьян;
· снижение влияния крестьянской общины;
· укрепление сельского хозяйства России: рост производительности
труда и увеличение товарности хозяйства;
· сохранение помещичьего землевладения.
2.
Могут быть приведены следующие мероприятия, действия правительства:
· принятие указа (9 ноября 1906 г.), разрешившего
крестьянам выходить из общины с наделом;
· разрешение крестьянам требовать сведения своих
участков в отруба и хутора;
· принятие закона (14 июня 1910 г.), облегчавшего выход
крестьян из общин и устанавливавшего автоматический переход к частному
землепользованию в беспередельных общинах;
· принятие закона (29 мая 1911 г.) о землеустройстве,
облегчавшего создание отрубов и хуторов;
· облегчение для крестьян получения ссуд из Крестьянского
банка для приобретения земли;
· помощь правительства в деле переселения крестьян из
центральных;
· губерний в Сибирь и Среднюю Азию
|
|
Названы 2 цели Столыпинской аграрной
реформы, и приведены 3 мероприятия, действия правительства, составившие
понятие «столыпинская аграрная реформа»
|
4
|
Названы 2 цели, приведены 2
мероприятия, действия
или
названа 1 цель, приведены 3
мероприятия, действия
|
3
|
Названы 2 цели, приведено 1
мероприятие, действие
или
названа 1 цель, приведены 2
мероприятия, действия
|
2
|
Названы 2 цели, мероприятия, действия
не приведены,
или
названа 1 цель, приведено 1
мероприятие, действие,
или
цели не названы, но приведены 2–3
мероприятия, действия
|
1
|
назван 1 любой элемент ответа
или
все элементы названы неверно
|
0
|
Максимальный
балл
|
4
|
С 5.
Ответ:
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысла)
|
|
Ученик
может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие
её аргументы, например:
При
выборе первой точки зрения:
· советское общество приняло доклад Н.С. Хрущева на ХХ
съезде по-разному: критику культа
личности кто-то отвергал, а кто-то встречал восторженно;
· после съезда в обществе не утихали споры и дискуссии
о причинах, побудивших саму партию разоблачить культ личности, что раскалывало общество;
· съезд оказал отрицательное воздействие на отношение
коммунистических партий некоторых
социалистических стран и стран Запада к СССР;
· в КПСС появились противники действий Н.С. Хрущева,
продолжалась внутрипартийная борьба, в том числе борьба за власть.
При
выборе второй точки зрения:
· ХХ съезд оказал сильнейшее влияние на мировоззрение
нескольких поколений советских людей
отрицанием действий власти в сталинский период;
· началась массовая реабилитация невинно осужденных
людей, репрессированных народов;
· съезд освободил общество от страха перед возможными
репрессиями;
· представители творческой интеллигенции получили
некоторую свободу творчества;
· стали публиковаться произведения отдельных писателей
о сталинских репрессиях;
· произошло некоторое приоткрытие «железного
занавеса», стало возможным общение с представителями западных стран;
·
хотя
идеологическое давление на представителей культуры не было снято, но стали
издаваться новые журналы, публиковаться произведения писателей о проблемах
жизни страны
|
|
Приведены
3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения
|
3
|
Приведены
2 аргумента
|
2
|
Приведен
1 аргумент
|
1
|
Все
элементы названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
4
|
С 6.
Ответ:
Элементы ответа
(допускаются
иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
|
1. Могут быть указаны причины
изменения Петром I порядка престолонаследия:
·
конфликт между
Петром I и его сыном царевичем Алексеем возник из-за неприятия царевичем
преобразований;
·
двор наследника
престола царевича Алексея Петровича стал ядром оппозиции Петру I;
·
царевич Алексей
встал во главе заговора против царя;
·
на Алексея
делали ставку европейские противники царя.
2. Могут быть названы последствия
принятия Указа:
·
ослабление
правящей династии;
·
усиление борьбы
за власть между придворными группировками;
·
появление
разных претендентов на престол, дворцовые перевороты
|
|
Названы 2 причины и 2 последствия
|
4
|
Названы 2 причины и 1 последствие
или
названа 1 причина и 2 последствия
|
3
|
Названы 2 причины, последствия не
названы,
или
причины не названы, названы 2
последствия,
или
названа 1 причина и 1 последствие
|
2
|
Назван 1 любой элемент ответа
|
1
|
Все элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный
балл
|
4
|
С 7.
Ответ:
Элементы ответа об общих характеристиках
(1) и элементы ответа о различиях (2) оцениваются раздельно – в 2 балла.
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысла)
|
|
1. В качестве общего могут быть
названы:
·
критика
капиталистических отношений в Западной Европе;
· убеждение в недопустимости развития капитализма в
России;
· в неизбежности социалистической революции в России;
· в необходимости свержения самодержавия;
· в необходимости сохранения крестьянской общины как
ячейки будущего социалистического общества;
·
в необходимости
ликвидации сословного неполноправия
|
|
Приведены 2 общие характеристики
|
2
|
Приведена 1 общая характеристика
|
1
|
Все общие характеристики названы
неверно
|
0
|
Максимальный
балл
|
2
|
2. Различия
|
|
|
теоретические
положения
М.А. Бакунина
|
теоретические
положения
П.Л. Лаврова
|
|
· крестьянство готово к революции
|
· крестьянство не готово к революции
|
|
· необходимость всероссийского крестьянского бунта
|
· необходимость подготовительной социалистической пропаганды среди крестьян
|
|
· задача интеллигенции – поднять народные массы на
бунт
|
· задача интеллигенции («критически мыслящих
личностей»)
· революционное просвещение народа
|
|
· по мере перехода к социалистическому обществу
функции государства будут отмирать (будет создана конфедерация самоуправляющихся
общин)
|
· по мере перехода к социалистическому обществу функции
государства переходят к общественным организациям
|
|
Названы 3 различия
|
2
|
|
Названы 1–2 различия
|
1
|
|
Все различия названы неверно
|
0
|
|
Максимальный балл
|
2
|
Вариант 3
С 1.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Может быть указано:
- Земские учреждения (губернские, уездные; земства)
- дата начала проведения реформы – 1864 г.
- Александр II
|
|
Приведены дата начала проведения, название реформы,
назван император
|
2
|
Приведены 1–2 элемента ответа
|
1
|
Все элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 2.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Может быть указано, что: земские (уездные и губернские) учреждения:
·
были органами местного самоуправления (в
уездах и губерниях);
к компетенции
земских учреждений относились дела, связанные с:
·
установлением местных сборов на текущие и особые
нужды;
·
благоустройством городов (уездных);
·
устройством местных средств сообщения
(дорог, мостов, паромных переправ);
·
народным просвещением;
·
медициной (и здравоохранением);
·
ветеринарией;
·
социальной поддержкой населения (социальным
призрением)
|
|
Названо не менее двух дел, относившихся к компетенции
земских учреждений
|
2
|
Назван 1 любой элемент ответа
|
1
|
Все элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 3.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Могут быть указаны:
·
скромность;
·
самоотверженность;
·
жертвенность;
·
бескорыстие
|
|
Указаны 3 любых элемента ответа
|
2
|
Указаны 2 любых элемента
ответа
|
1
|
Все элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 4.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
|
1. Могут быть указаны
следующие цели, которые ставило перед собой царское правительство в 1894–1903
гг.:
·
охранение самодержавия и борьба с революционным движением;
·
сохранение
единства империи;
·
развитие
отечественной промышленности;
·
стабилизация
финансовой системы;
·
преодоление
аграрного кризиса
|
|
2.
Могут быть приведены следующие примеры действий по реализации целей:
охранение самодержавия и борьба с революционным
движением:
· отказ Николая II от реформ политической системы
(речь о «беспочвенных мечтаниях»);
· борьба с нарождающимися политическими партиями;
· провокаторская деятельность;
· создание подконтрольных полиции рабочих организаций
(«зубатовский социализм»);
· борьба с земским либерализмом;
поддержание единства империи:
· дальнейшее ограничение финляндской автономии;
· русификаторская политика в Польше и на Кавказе;
· сохранение религиозных ограничений;
· сохранение ограничений для евреев;
развитие отечественной промышленности:
· активное железнодорожное строительство;
· привлечение иностранных инвестиций;
· предоставление льготных кредитов;
· большие казенные заказы;
· протекционистская таможенная политика;
стабилизация
финансовой системы:
· денежная реформа 1897 г.;
·
введение казенной винной монополии, увеличившей доходы государства;
· повышение косвенных налогов;
преодоление
аграрного кризиса:
· созыв Особого совещания по нуждам
сельскохозяйственной промышленности;
· кредитная поддержка дворянских хозяйств;
· поощрительные меры для хлебной торговли (снижение
тарифов на перевозки хлеба, строительство элеваторов)
|
|
Указаны
3 цели внутренней политики царского правительства 1894–1903 гг. и приведены 2
примера действий, направленных на реализацию одной из них
|
4
|
Указаны
3 цели и приведен 1 пример
или
указаны
2 цели и приведены 2 примера, направленных на
реализацию
одной из них
|
3
|
Указаны
2 – 3 цели, примеры не приведены,
или
указаны
2 цели и приведен 1 пример,
или
указана
1 цель и приведены 1–2 примера к ней
|
2
|
Указана
1 цель, примеры не приведены
или
цели не указаны, но приведены 1–2 примера действий
правительства
|
1
|
Все элементы ответа указаны неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
4
|
С 5.
Ответ:
Элементы ответа и указания
к оцениванию
(допускаются иные
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
|
1. Могут быть
указаны причины:
· князь Александр Невский считал гибельным открытое
противодействие монголам, так как Русь
была разорена нашествием (а силы Орды были значительны);
· он пытался использовать мощь монголов в борьбе с
западной католической агрессией,
которую князь считал более опасной;
· князь считал, что сохранение православия как
источник нравственной и политической силы русского народа – главная задача, а
значит, нужна гибкая, мудрая политика, а не открытое противостояние
2. Может быть указано:
· Князь Александр Невский остался в памяти народа
мудрым правителем и защитником Руси, т.к.:
победы над шведами и крестоносцами не только
показали его полководческое искусство, но и остановили западную агрессию;
пресечены были попытки навязать Руси католичество;
победы Александра Невского предопределили путь
развития русских;
северо-западных земель;
своей дальновидной
политикой в отношениях с ханами он уберег Новгородскую землю от набегов
|
|
Названы
3 причины и приведено 2 положения
|
4
|
Названы 2 причины и 2 положения
или
3 причины и 1 положение
|
3
|
Названы 2 причины и 1 положение,
или
1 причина и 2 положения,
или
названы 3 причины, положения не приведены
|
2
|
Названы 2 любых элемента ответа
|
1
|
Назван
1 любой элемент ответа
или
все элементы названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
4
|
С 6.
Ответ:
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысла)
|
|
1. В качестве общего могут быть названы:
·
низкая
производительность труда;
·
малоземелье
крестьян;
·
низкая
покупательная способность крестьян;
·
существование
крестьянской поземельной общины;
·
неполноправие
крестьян;
·
сохранение
помещичьего землевладения;
· разорение дворянских хозяйств
|
|
Приведены
2 общие характеристики
|
2
|
Приведена
1 общая характеристика
|
1
|
Все
общие характеристики названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
2. Различия
|
|
|
состояние сельского
хозяйства в 1850-х гг.
|
состояние сельского хозяйства в 1870-х гг.
|
|
·
кризис крепостничества
|
· отмена крепостного права в России (с 1861 г.)
|
|
· усиление крепостного гнета (расширение барской
запашки, увеличение норм барщины, оброка; перевод крестьян на месячину)
|
-
|
|
· труд крепостных крестьян в хозяйстве помещика
|
· распространение издольщины
(испольщины)
|
|
· отходничество (с разрешения помещика)
|
· распространение вольнонаемного
труда
|
|
· (в основном) рутинное ведение помещичьих хозяйств
|
· перестройка (некоторых)
помещичьих хозяйств на капиталистических основах
|
|
· низкая товарность сельского хозяйства
|
· рост товарности помещичьих
хозяйств (по сравнению с дореформенным периодом)
|
|
Названы 3
различия
|
2
|
|
Названы 1–2
различия
|
1
|
|
Все различия
названы неверно
|
0
|
|
Максимальный балл
|
2
|
Вариант 4
С 1.
Ответ:
Элементы ответа и указания
к оцениванию
(допускаются иные
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Названа фамилия подсудимой:
· В.И. Засулич.
Указано, что:
· В.И. Засулич стреляла в (покушалась на жизнь) петербургского
градоначальника (Ф.Ф. Трепова).
Названа дата событий:
· 1878 г.
|
|
Названа дата (год) событий, указана фамилия подсудимой,
указана причина привлечения ее к судебной ответственности
|
2
|
Названы 2 любых элемента ответа
|
1
|
Назван 1 любой элемент ответа
или
все элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 2.
Ответ:
Элементы ответа и указания
к оцениванию
(допускаются иные
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Может быть указано:
· идейное течение – (революционное) народничество
· народники восприняли оправдательный приговор как
поддержку терроризма общественным мнением (оправдательный приговор Засулич
для определенной части участников народнического движения стал дополнительным
аргументом в пользу перехода к терроризму)
· «ореол самопожертвования» привлекал молодежь в ряды
народников
|
|
Указаны 3 любых элемента ответа
|
2
|
Названы 2 любых элемента ответа
|
1
|
Назван 1 любой элемент ответа
или
все элементы ответа названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 3.
Ответ:
Элементы ответа и указания
к оцениванию
(допускаются иные
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Может быть указано, что:
· присяжные заседатели вынесли оправдательный приговор.
Могут быть приведены
следующие объяснения, повлиявшие на решение присяжных заседателей:
· подсудимая принадлежит к молодому поколению, для
которого розги отошли в область преданий;
· в преступлении не было личных интересов (личной
мести);
· цель (В.И. Засулич) – не оставить без наказания унижение
человеческого достоинства (совершение подсудимой преступления расценивалось
как борьба против унижения человеческого достоинства)
|
|
Указан приговор, вынесенный подсудимой присяжными
заседателями, и приведены 2 объяснения, повлиявшие на решение присяжных заседателей
|
2
|
Указаны 2 любых элемента содержания
|
1
|
Указан 1 любой элемент содержания
или
все элементы ответа указаны неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 4.
Ответ:
Элементы ответа и указания
к оцениванию
(допускаются иные
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
|
1. Могут быть названы
следующие политические силы в Учредительном
собрании:
· эсеры (правые и центристы);
· меньшевики;
· кадеты;
· большевики;
· левые эсеры
|
|
2. Могут быть
приведены следующие задачи:
правых эсеров, меньшевиков и кадетов:
· отстранить большевиков от власти;
· провозгласить Учредительное собрание верховной
властью;
· вернуть Россию на демократический путь развития;
· сохранить завоевания Февральской революции 1917 г.;
большевиков и левых эсеров:
· удержаться у власти;
· заставить Учредительное собрание утвердить все
законодательные акты, принятые с октября 1917 г. (в том числе Декларацию прав
трудящегося и эксплуатируемого народа)
|
|
Указаны 3 политические силы в Учредительном собрании
и приведены 2 задачи одной из них
|
4
|
Указаны
3 политические силы и приведена 1 задача одной из них
или
указаны
2 политические силы и приведены 2 задачи одной из них
|
3
|
Указаны
2–3 цели, примеры не приведены,
или
указаны
2 цели и приведен 1 пример,
или
указана
1 цель и приведены 1–2 примера к ней
|
2
|
Указана 1 политическая сила, задачи не приведены
|
1
|
Политические силы не указаны или указаны неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
4
|
С 5.
Ответ:
Элементы ответа и указания
к оцениванию
(допускаются иные
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
|
1. Ученик может выбрать
одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее
аргументы, например:
При выборе первой точки зрения:
· как и другие страны Восточной Европы, Чехословакия
входила в Совет Экономической Взаимопомощи и Организацию Варшавского договора
(СЭВ и ОВД), находилась в орбите политики СССР;
· почти во всех восточноевропейских странах
развивались как экономические, так и политические кризисные явления, в том
числе и в Чехословакии;
· в 1968 г. руководство Чехословакии начало проведение
демократических реформ, не соответствующих общей линии развития стран «социалистического
лагеря»;
· с точки зрения идеологических установок руководства
СССР и некоторых других стран ОВД возникла «угроза социалистическим завоеваниям»,
угроза распада всего содружества;
· после определенных колебаний руководство СССР было
вынуждено ввести войска в ЧССР для изменения состава и политики руководства
страны
При выборе второй точки зрения:
· определенная часть советских граждан выступала в
защиту прав человека в СССР и других странах социализма;
· правозащитники требовали соблюдения прав человека на
основе не только европейских, но и советских законов, осудив
вмешательство стран ОВД во внутренние
дела Чехословакии;
· немногочисленная демонстрация против вторжения в
Чехословакию войск ОВД стала вызовом советскому руководству
|
|
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения
|
4
|
Приведены 2 аргумента
|
3
|
Приведен 1 аргумент
|
2
|
Все элементы ответа названы неверно
|
1
|
Максимальный балл
|
4
|
С 6.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
|
1.
Может быть указано, что противоречия в религиозной жизни России XVII в.
выразились в:
·
сопротивлении
значительной части общества церковным реформам патриарха Никона;
расколе Русской
православной церкви и возникновении старообрядческого движения.
2.
Могут быть названы причины, которые вызывали религиозные протесты и
выступления:
·
авторитарные
методы проведения реформ;
·
жестокие
преследования старообрядцев властями;
·
непримиримая
борьба приверженцев старой веры против исправления книг по греческим
образцам, религиозный фанатизм (деятельность протопопа Аввакума и др.)
|
|
Названы 2 противоречия в
религиозной жизни России и 2 причины, обусловившие размах старообрядческого
движения
|
4
|
Названо 1 противоречие и 2 причины
или
названы 2 противоречия и
1 причина
|
3
|
Названо 1 противоречие и 1 причина,
или
названы 2 противоречия, причины не приведены,
или
противоречия не названы,
приведены 2 причины
|
2
|
Назван 1 любой элемент
ответа
|
1
|
Все элементы ответа
названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
4
|
С 7.
Ответ:
Элементы ответа
(допускаются
иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
|
1. В
качестве общего может быть названо:
сохранилось:
|
|
Приведены 2 общие характеристики
|
2
|
Приведена 1 общая характеристика
|
1
|
Все общие характеристики названы
неверно
|
0
|
Максимальный
балл
|
2
|
2. Различия
|
|
|
внутренняя политика
Александра II, связанная с
попытками решения
крестьянского вопроса
|
внутренняя политика
Александра III, связанная
с
попытками решения
крестьянского вопроса
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
-
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
Названы 3 различия
|
2
|
|
Названы 1–2 различия
|
1
|
|
Все различия названы неверно
|
0
|
|
Максимальный
балл
|
2
|
Вариант 5
С 1.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Может быть указано, что:
·
фамилия автора
послания – Н.С. Хрущев;
·
название
периода – «оттепель»;
·
название
кризиса – Карибский кризис
|
|
Приведены фамилии автора
послания, названия периода и кризиса
|
2
|
Приведены 1–2 любых элемента
ответа
|
1
|
Все элементы ответа названы
неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 2.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Могут
быть приведены положения, раскрывающие слова «указанные средства» и
содержание обязательств, взятых на себя обеими договаривающимися сторонами:
Слова «указанные
средства» означают:
·
ввезенные на
Кубу советские ядерные ракеты.
Условия, взятые на
себя американской стороной:
·
безусловный
отказ от вторжения США и их союзников на Кубу;
·
вывод
американских ядерных ракет из Турции.
Условие, взятое на
себя советской стороной:
·
вывод советских
ядерных ракет с Кубы
|
|
Названы 3 любых
положения, раскрывающие слова «указанные средства», и обязательства, взятые
на себя обеими сторонами
|
2
|
Названы 1–2 любых
положения
|
1
|
Все элементы ответа названы
неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 3.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Могут быть названы причины
достижения договоренности о ликвидации кризиса:
·
обе стороны конфликта проявили понимание и гибкость в поисках путей
ликвидации конфликта;
·
понимание
каждой из сторон страшных последствий возможной в ходе кризиса термоядерной
войны;
·
готовность
каждой стороны пойти на компромисс, взаимные уступки в выработке условий
договоренности о предотвращении катастрофы
|
|
Названы 3 причины
достижения договоренности и ликвидации кризиса
|
2
|
Названы 1–2 любых причины
|
1
|
Все элементы ответа названы
неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
С 4.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
|
1. Могут быть названы
факты, свидетельствующие о создании единого Российского государства:
·
формирование
единой территории российского государства;
·
создание
общерусской системы государственного управления;
·
складывание
единого общерусского законодательства;
·
концентрация
власти в руках великого князя Московского;
·
обретение
независимости Руси от Орды
|
|
2. Могут быть приведены
положения Судебника 1497 г.:
·
установление
единого порядка ведения следствия и суда;
·
установление
единых норм уголовной ответственности;
·
введение
единого срока перехода зависимых крестьян от одного владельца к другому –
правило «Юрьева дня» с обязательной выплатой «пожилого»
|
|
Названы 3 положения,
свидетельствующие о создании единого Российского государства, и 2 положения
Судебника
|
4
|
Названы 3 положения и 1 положение Судебника
или
2 положения и 2 положения
Судебника
|
3
|
Названы 3 положения,
положения Судебника не названы,
или
названо 1 положение и 2 положения
Судебника,
или
названы 2 положения и 1 положение
Судебника
|
2
|
Названы 2 любых элемента
ответа
|
1
|
Назван 1 любой элемент ответа
или
все элементы ответа названы
неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
4
|
С 5.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
|
1. Могут быть приведены
следующие причины принятия Николаем II решения о поддержке Сербии:
·
Сербия была
союзницей России на Балканах;
·
победа
Австро-Венгрии над Сербией привела бы к утрате надежд России на укрепление позиций на Балканах;
·
в случае победы
в войне Россия могла рассчитывать на решение Восточного вопроса (приобретение
Босфора и Дарданелл);
·
поддержка
Сербии была вызвана не только политическим, но и религиозным фактором
(православные братья);
·
отступление в
этом вопросе привело бы к значительному падению международного авторитета России;
·
отказ в
поддержке Сербии мог бы стать серьезным поводом для выступлений против царя
внутри страны;
·
Николай II
рассчитывал на патриотический подъем внутри страны, что могло бы укрепить
авторитет царской власти
|
|
2. Могут быть приведены
следующие последствия:
·
Россия
проиграла войну;
·
Россия понесла
огромные людские и материальные потери;
·
участие в
Первой мировой войне обернулось для России революцией и свержением монархии
|
|
Приведены 3 причины и 2 последствия
|
4
|
Приведены 3 причины и 1 последствие.
или
приведены 2 причины и 2 последствия
|
3
|
Приведены 3 причины, последствия не названы,
или
приведены 2 причины и 1 последствие,
или
приведены 1 причина и 2 последствия
|
2
|
Названы 2 любых элемента
ответа
|
1
|
Назван 1 любой элемент
или
все элементы названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
4
|
С 6.
Ответ:
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысла)
|
|
1. В качестве общего могут быть названы:
·
марксистско-ленинские
основы проведения политики – строительство социализма и дальнейший переход к
коммунизму;
·
существование
одной политической партии;
·
определяющее
влияние коммунистической партии на все стороны жизни общества;
·
идеологический
контроль в обществе;
·
борьба с
некоторыми направлениями в культуре;
·
существование борьбы за власть в руководстве партии и государства
|
|
Приведены
3 общие характеристики
|
2
|
Приведена
2 общая характеристика
|
1
|
Приведена 1 общая характеристика
или
все
общие характеристики названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
2.
Различия:
|
|
|
1945–1953 гг.
|
1953–1964 гг.
|
|
·
апогей культа
личности И.В. Сталина
|
·
разоблачение
культа личности И.В. Сталина на ХХ съезде КПС
|
|
·
продолжение и
усиление репрессий против
·
представителей
различных слоев общества
|
·
прекращение
репрессий, проведение ограниченной реабилитации невинных жертв репрессий
|
|
·
принятие
партийных постановлений против ряда периодических изданий
|
·
издание новых
журналов, публикация запрещенных ранее произведений
|
|
·
борьба с
«идолопоклонством перед Западом», изоляция советской культуры от зарубежной
|
·
приоткрытие
«железного занавеса», установление контактов с представителями Запада
|
|
·
разгром
некоторых направлений в науке
|
·
активное
развитие ряда научных направлений, в том числе запрещенных ранее
|
|
Названы
3 различия
|
2
|
|
Названы
1–2 различия
|
1
|
|
Названо 1 различие
или
все
различия названы неверно
|
0
|
|
Максимальный балл
|
2
|
Спасибо!
ОтветитьУдалитьЕсли у вас были финансовые проблемы, то вам пора улыбаться. Вам нужно всего лишь связаться с г-ном Бенджамином, чтобы сообщить сумму, которую вы хотите занять, и период платежа, который вас устраивает, и вы получите ваш кредит в течение трех рабочих дней. Просто я в шестой раз получил кредит в 700 тысяч долларов на срок 180 месяцев с возможностью оплаты до истечения срока. Мистер Бенджамин помогает мне с кредитом. Свяжитесь с ним, и вы увидите, что он очень честный человек с добрым сердцем. Его электронная почта lfdsloans@outlook.com и его номер телефона в WhatApp + 1-989-394- 3740
ОтветитьУдалить